→ Как изменяются голосовые связки в юношеском возрасте. Сколько длится ломка голоса у девочек. Как рождается голос

Как изменяются голосовые связки в юношеском возрасте. Сколько длится ломка голоса у девочек. Как рождается голос

Мутация - физиологическое явление, которое связано с бурным ростом гортани и всего организма в период полового созревания. В результате меняется механизм голосообразования: на смену фальцетному, характеризующемуся смыканием краев голосовых складок, формируется новый, при котором фонация осуществляется всей массой голосовых складок, голос приобретает грудное звучание.

Эпидемиология . Мутация в настоящее время начинается несколько раньше, чем 100 лет назад, и зависит от климатических и географических условий. У жителей южных районов изменения голоса наступают раньше, чем у народов северных стран: у мальчиков в 12-13 лет, у девочек - в 10-11 лет. Перемена голоса у юношей длится от 6 мес до 2 лет, у девочек мутация протекает от 6 нед до 3 мес.

Этиология и патогенез .

Начало функционирования половых желёз у мальчиков и, в меньшей степени, у девочек приводит к выраженному росту гортани. Под влиянием гормонов половых желёз гортань мальчиков увеличивается в диаметре и за короткое время развивается из детской в мужскую, что приводит к понижению голоса на одну-полторы октавы. Изменения в голосе девочек не так заметны, так как увеличение гортани невелико и происходит в основном по вертикали, голосовые складки удлиняются на 3-4 мм, в результате голос понижается только на терцию. Увеличение размеров гортани у мальчиков проходит как в продольном, так и поперечном направлениях на 1-2 см.

Патофизиологический механизм фонации во время мутации состоит в дискоординации слаженного механизма голосообразования. С одной стороны, закрепившийся стереотип фальцетного звучания, а с другой - изменения, связанные с быстрым ростом гортани и голосовых складок, и обусловливают нестабильность звучания. Тогда, когда при фонации преобладает функция перстнещитовидной мышцы, сильное напряжение которой - причина поднятия гортани в верхнее положение, что включает фальцетный механизм. Сменяющаяся гиперактивность голосовых складок определяет образование грудного голоса. Для выработки правильных фонационных кинестезий необходимо продолжительное время.

Клиническая картина . Весь период мутации можно разделить на ряд стадий:
❖ предмутационную; раннюю мутационную;
❖ выраженную мутационную (высота мутации, пик мутации);
❖ уменьшение (спад) мутации;
❖ постмутационную стабилизацию;
❖ постмутационное развитие.

Первые признаки приближающейся мутации: сужение диапазона, потеря высоких нот, быстрая утомляемость, голос становится жёстче, напряжённее. Разгар мутации характеризует бурный рост гортани и голосовых складок, изменение механизма голосообразования. Возрастает размер всех хрящей, особенно хорошо доступен для наблюдения щитовидный хрящ, который образует на передней поверхности шеи «адамово яблоко»; удлиняются голосовые складки.

Акустические изменения ярко выражены. Голос подростков характеризует непостоянство и вариабельность: тональность звучания меняется в пределах октавы, поочередно включаются головной и грудной регистры, изменяется диапазон, интонационные возможности ограничены. Возникает впечатление, что ребёнок не может управлять своим голосом. У 20% мальчиков мутация протекает как «ломка» голоса. Нередко голос меняется постепенно, незаметно для самого ребёнка и окружающих. Лишь иногда появляются повышенная утомляемость и лёгкая охриплость. Элементы звучания взрослого голоса как бы незаметно вплетаются в детский голос, который приобретаёт мужской или женский тембр.

В других случаях мутация протекает более остро. Голос неожиданно начинает срываться, возникают низкие ноты басового или баритонального тембра. Могут быть жалобы на неприятные ощущения или боли в горле, кашель или покашливание (при отсутствии катаральных явлений). В практике используют термин «остро возникшая мутация». Спокойно протекающая мутация - физиологический процесс и не требует никакой терапии, кроме охранительного голосового режима. Встречают такие формы мутации, когда мягкий детский голос внезапно становится грубым, появляется хрипота, вплоть до полной афонии. Через некоторое время охриплость исчезает, и у подростка возникает оформившийся голос взрослого. В литературе описаны случаи очень быстрой смены голоса, продолжавшейся у мальчиков 1-2 дня.

Подростки по-разному реагируют на появившийся у них голос. Юноши долго не могут привыкнуть к новому голосу, стараются говорить привычным для них высоким тембром, избегают возможности пользоваться низким звучанием. В постмутационной стадии происходит дальнейшее оформление голоса подростков, устанавливаются диапазон и тембр. Этот период продолжается 1-2 года и имеет большое значение для вокалистов. Поскольку голос ещё не окреп, отмечают быструю утомляемость голосового аппарата, вокальные педагоги должны бережно развивать и совершенствовать природные данные голоса ребёнка.

Диагностика . Диагноз ставят на основании данных анамнеза, субъективной и/или объективной оценки качества голоса и данных эндоларингоскопии, видеостроскопии. При эндоларингоскопии в период приближающейся мутации наблюдают повышенную инъецированность сосудов, скопление слизи на голосовых складках. В разгар мутации возможно покраснение средних отделов гортани, разрыхлённость слизистой оболочки голосовых складок, недостаточное замыкание голосовой щели в хрящевой её части. При фонации остаётся просвет, имеющий форму удлинённого треугольника в задних отделах - «мутационный треугольник». В этот период возрастают объём глотки и языка, заметно усиливается напряжение артикуляционной и мимической мускулатуры. При обычном осмотре можно наблюдать явно выраженное напряжение наружных гортанных мышц и излишнее напряжение оральной мускулатуры.

Лечение . Спокойно протекающая мутация не требует проведения никаких лечебных мероприятий. При остро возникшей мутации рекомендуют соблюдение голосового режима, возможно назначение комплексных гомеопатических препаратов, фонопедическая коррекция.

Каждые 2–3 года детский голос меняется. Становясь сильнее, он постепенно понижается, приобретает новые интонационные возможности и больший диапазон. Однако самые заметные изменения происходят во время мутации (от лат. mutatio – изменение, перемена). В период, когда голос ребенка становится голосом взрослого человека.

Занимаясь с детьми вокалом, тема мутации стала для меня очень актуальной. Так как, сделав несколько лет назад большой набор детей одного возраста, сейчас мы с ними подошли к периоду мутационных изменений. Поэтому мне пришлось изучить специальную литературу, прочитать множество статей, чтобы самой разобраться в этой проблеме и объяснить детям, те изменения, которые с ними происходят. К сожалению, в специальной литературе не так много внимания уделяется этому вопросу, а в годы обучения в учебных заведениях нам эту проблему также освещали лишь вскользь, не углубляясь. Поэтому я решила объединить разрозненные сведения в данной работе, а также провела беседу с детьми и их родителями о проблемах мутации. Так как на своем опыте убедилась, что лучше заранее детям объяснить, что с ними будет происходить (а с кем-то уже происходит), чем потом «рассеивать» детские страхи по поводу того что «у меня пропал голос», или «что со мной!?» и т.д. и т.п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детская музыкальная школа № 20 п. Плесецк

(беседа для учащихся и родителей)

Лизунова Елена Владимировна-

преподаватель вокала

2010 г.

  1. Введение …………………………………………………………… 2
  2. Исторический экскурс …………………………………………….. 3
  3. Что нужно знать о мутации ………………………………………. 4
  4. Голосовой аппарат ………………………………………………… 5
  5. Мутация у девочек и мальчиков. Три стадии …………………… 7
  6. Рекомендации …………………………………………………….. 11
  7. Охрана детского голоса…………………………………………... 15
  8. Заключение ………………………………………………………. 16

Введение.

Каждые 2–3 года детский голос меняется. Становясь сильнее, он постепенно понижается, приобретает новые интонационные возможности и больший диапазон. Однако самые заметные изменения происходят во время мутации (от лат. mutatio – изменение, перемена). В период, когда голос ребенка становится голосом взрослого человека.

Занимаясь с детьми вокалом, тема мутации стала для меня очень актуальной. Так как, сделав несколько лет назад большой набор детей одного возраста, сейчас мы с ними подошли к периоду мутационных изменений. Поэтому мне пришлось изучить специальную литературу, прочитать множество статей, чтобы самой разобраться в этой проблеме и объяснить детям, те изменения, которые с ними происходят. К сожалению, в специальной литературе не так много внимания уделяется этому вопросу, а в годы обучения в учебных заведениях нам эту проблему также освещали лишь вскользь, не углубляясь. Поэтому я решила объединить разрозненные сведения в данной работе, а также провела беседу с детьми и их родителями о проблемах мутации. Так как на своем опыте убедилась, что лучше заранее детям объяснить, что с ними будет происходить (а с кем-то уже происходит), чем потом «рассеивать» детские страхи по поводу того что «у меня пропал голос», или «что со мной!?» и т.д. и т.п.

Исторический экскурс.

Вопрос о воспитании мутирующего голоса решался уже достаточно давно. И ответов на вопрос «нужно ли заниматься пением во время мутации?» существует два, прямо противоположных друг другу: одни педагоги утверждают, что можно и даже нужно, другие – что ни в коем случае нельзя. Попробуем разобраться и решить для себя, кто же все-таки прав.

Резко отрицательное было отношение к мутирующим певчим в средние века, вплоть до 19 века. После того как голос мальчика, поющего и обучающегося в школах при церквях и соборах, начинал мутировать, его попросту «выбрасывали» на улицу. Наиболее показателен здесь пример Йозефа Гайдна, который обучался и работал в капелле при соборе св. Стефана в Вене. В 17 лет он остался на улице, без средств к существованию, только по тому, что голос его уже не имел того детского легкого звучания.

К счастью, прогресс не стоит на месте и, начиная с 19 века, проводятся исследования и в области мутационных изменений.

Авторы знаменитого труда «Метод пения Парижской консерватории», изданный в 1803 году – профессора Гара, Б. Менгоцци, Меполь, Мегюль, Госсек и Керубини – пришли к выводу, что заниматься пением в переходный возраст целесообразно. В этом труде дается ряд конкретных методических рекомендаций. На своем опыте профессора Парижской консерватории доказали, что заниматься вокалом в период мутации не только не вредно, но и протекает она быстрее. Только есть одно «но»: лишь под умелым руководством.

Об этом же говорят и современные данные педагогических и лабораторных исследований.

В связи с этим стоит привести пример диагностических исследований, проведенных группой ученых-специалистов в училище им. А.Б.Свешникова. Было обследовано 47 мальчиков-хористов в возрасте от 10 до 17 лет. Состояние здоровья как в непосредственно мутационный период, так и до и после него определялось на основании личных жалоб врачам и экспериментальных клинических показаний.
Основанием для жалоб была трудность взятия высоких нот. Это и понятно: если голос снижается на целую октаву, то тянуть выше, разумеется, нелегко. Удивительно другое: проблема возникала и с очень низкими нотами - мальчикам-подросткам они тоже давались с трудом. И все же сопровождаемый «ломкой голоса» критический возраст у вокалистов проходит легче, чем у «обычных», не поющих ребят, без сильных болей и невротических расстройств. Был сделан вывод, что, скорее всего, это связано с равномерной «загрузкой» голосового аппарата, при которой изменения тембра идут постоянно, достигая критической планки в мутационный период.

Что нужно знать о мутации.

Как уже было сказано, «мутация» в переводе с латинского – «изменение» - перемена голоса у подростков с наступлением полового созревания. Это процесс неизбежный, естественный, поэтому бояться его ни в коем случае нельзя.

В каком же возрасте начнется мутация? Это зависит от многих факторов: климатических условий, национальной принадлежности и индивидуальных физиологических особенностей развития ребенка. Обычно у детей, проживающих в умеренном климате, изменения голоса начинаются в 12–15 лет и продолжаются от месяца до 2–3 лет. Тогда как у южан мутация наступает гораздо раньше.

Возрастная мутация обусловлена изменениями гортани (увеличивается в размере у мальчиков в 1,5-2 раза, у девочек на 1/3). Голосовые складки увеличиваются в размере по всем параметрам (длина, ширина, толщина), начинают колебаться всей массой. Тогда как в домутационный период голосовые связки колеблются только самыми краями, т.е. смыкаются неполностью.

Необходимо остановиться на том: где же, собственно говоря, формируется голос и за счет чего происходит звучание голоса.

Механизм голосообразования центрально обусловлен, т. е. в коре головного мозга находится центр вокализации, но для образования голоса необходима струя воздуха, без которой колебание голосовых складок беззвучно. Голосовой аппарат имеет три периферических отдела, взаимосвязанных между собой и регулируемых корой головного мозга: органы дыхания (легкие, бронхи, трахея), гортань с голосовыми складками (в гортани образуется слабый первичный тон голоса), надставная труба (полость рта, носа, глотки, придаточные пазухи носа). В надставной трубе голос усиливается и приобретает дополнительную окраску.

1 - гортань; 2 - дыхательное горло; 3 - разветвление бронхов; 4 - легкие; 5 - диафрагма.

Для характеристики голоса крайне важны резонаторы. Резонатор - полое тело, заполненное воздухом, имеющее выходные отверстия. Стенки резонатора колеблются, накладывая обертоны и усиливая звук. Чем больше резонатор, тем ниже тон голоса. Самый большой резонатор - грудная клетка.

Мутация у девочек и мальчиков. Три стадии.

Развитие голоса ребенка тесно связано с его ростом. Каждая стадия этого развития имеет свои характерные особенности. Это необходимо учитывать преподавателю вокала для того, чтобы правильно подобрать репертуар , поставить в каждом случае соответствующие возрасту художественно-исполнительские задачи.
Различают три основных
стадии развития голоса :
10-13 лет - домутационный период;
13-15 лет - собственно
мутация (изменение детского голоса в период полового созревания подростка);
15-18 лет -
послемутационный период , становление голоса взрослого человека.
Каждому из этих этапов присущи свои особенности и характерные признаки, которые необходимо знать преподавателю вокала, руководителю вокального ансамбля, хора, то есть всем тем, кто занимается с детьми. Все признаки мутации выявляются:

б) по субъективным ощущениям поющих детей;

в) при помощи врачебного осмотра гортани (ларингоскопии).

Домутационный период. До 10-11-ти лет голос, как правило, имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно, и в его голосе нет еще существенных изменений. Звук голоса нежный, легкий, про него говорят: «головное звучание», «фальцетное звучание» или «высокое резонирование». Голосовой аппарат детей младшего возраста хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре, звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются неполностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину. При правильном вокальном воспитании процесс становления голоса проходит плавно как у мальчиков, так и у девочек. В гортани развивается очень важная мышца - голосовая. Ее строение постепенно усложняется, и к 12-13-ти годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. Колебание связок перестает быть только краевым, оно распространяется на голосовую складку, и голос делается сильнее и компактнее («собраннее», «полнее»).
После 12 лет в организме ребенка происходит глубокая перестройка. Меняется анатомия гортани. Увеличивается просвет трахеи и бронхов, глубина и высота твёрдого нёба, изменяется форма ротовой и глоточной полостей.

Как я уже говорила, гортань девочек увеличивается лишь на 1/3. Поэтому мутация у девочек не так ярко выражена как у мальчиков, менее заметна. Хотя и здесь возникают определенные мутационные трудности, которые также характерны и мальчикам, но в гораздо большей степени. (Об этом мы поговорим чуть позже.)

Гортань мальчиков вырастает на 2/3, резко вытягивается вперёд, образуя кадык, голосовые складки также соответственно удлиняются. Бурный рост гортани сопровождается усиленным приливом крови к растущим тканям и воспалительными изменениями в них. Эти изменения вызывают резкие нарушения в голосообразовании. Это приводит к тому, что мальчики не могут пользоваться голосом в привычной для них манере.

В этот период поведение ребенка резко меняется: появляется излишняя нервозность, лёгкая возбудимость, задумчивость, замкнутость. Разговорная речь в начале периода остаётся ещё детской. Позже появляется некоторая тусклость в голосе: впечатление осиплости или глубокой фонации, теряются крайние верхние ноты диапазона. У мальчиков намечаются отдельные новые низкие ноты в малой октаве. Появляется неловкость и покашливание, охриплость и сипота при пении. Портится тембр, возникают тусклые ноты, постепенно теряет лёгкость и звонкость. Интонация становится неустойчивой. Повышается голосовая утомляемость.

В средней, собственно мутационной (острой) стадии (13-15 лет) все явления прогрессируют. Определить приближение мутации поможет целый ряд признаков, характеризующих наступление этого периода. Обычно перед мутацией голос мальчиков значительно улучшается, увеличивается его сила, но вскоре они с трудом начинают петь верхние звуки диапазона, которые раньше исполняли легко и непринуждённо. У мальчиков и девочек в голосе появляется сипота, скрипучесть. Нередко они поют фальшиво (детонируют), чего ранее не было, утрачивается ровность звучания, напевность и звонкость голоса. Голоса мальчиков ломаются. Они могут петь двумя голосами: детским и более низким, близким по звучанию к мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому. При этом голос срывается или, как говорят, «петушит» (срыв голоса в разговорной речи у мальчиков бывает ещё до мутации, так как разговорный голос переходит во взрослый раньше).

У мальчиков часто наблюдаются и чисто внешние признаки: повзросление лица, расширение переносицы. Девочки испытывают артикулярные неудобства, связанные с активным ростом языка. Значительные изменения претерпевает диапазон голоса: у девочек он, как правило, понижается на один-два тона, у мальчиков - на октаву и больше. Резкое покраснение гортани, обилие слизи, нарушение дыхательных функций нередко приводит к временной потере голоса; такое явление особенно характерно для мальчиков, но может наблюдаться и у девочек.

Мутация у мальчиков протекает от 6-8 месяцев до 2-3 лет. У девочек она не бывает столь продолжительной, но может повториться в 15-16 лет.

Для третьей, завершающей стадии - послемутационный период (15-18 лет) характерно постепенное увеличение диапазона и силы певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные ощущения при пении понемногу исчезают, идёт на убыль сипота и хрипота. Мальчики привыкают пользоваться новыми нижними нотами, целиком переходят на пение в тесситуре, свойственной мужскому голосу. Диапазон голоса у них расширяется до октавы, иногда и больше. У девушек явления мутации к 17 годам исчезают полностью, диапазон голоса значительно расширяется. Некоторые ребята теряют фальцет, который позже при правильной работе непременно восстанавливается. В начале завершающей стадии мутации голоса мальчиков могут быть ещё слабыми по силе и неопределёнными по тембру. К концу этого периода более или менее ясно выкристаллизовывается вид будущего взрослого голоса (тенора или баритона).

Педагогическая практика показывает, что мальчикам, а уж тем более девочкам, в период мутации петь можно и даже полезно, так как помимо общего музыкального роста пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса.

Но для поющих мутантов устанавливается строгий щадящий режим: они могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем никакого напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука, без намёка на малейшую форсировку, а в отдельных случаях – силой звука ниже оптимальной, т. е. возможной средней силы.

Их пение ограничивается по времени, они должны часто отдыхать.

Делать перерыв в занятиях следует только в случаях, когда пение из-за болезненных ощущений, сильного сипа, хрипоты и воспалительных изменений в гортани необходимо прекратить.

Обычно мальчики-юноши при появлении первых нот с грудным звучанием стараются искусственно сгущать тембр и расширять свой диапазон вниз, т. е. петь ещё не свойственным им звуком, что ведёт к перенапряжению голосовых мышц.

Пение в характере и диапазоне детских голосов в разгар мутации исключает резкий переход недостаточно развитого голосового аппарата к грудному регистру, даёт возможность при новом способе голосообразования сохранить ноты в пределах первой октавы. Благодаря этому после мутации голос обретает полный певческий диапазон, что особенно важно для высоких мужских голосов (теноров).

Существует даже целая наука – гигиена голоса – эта группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата. Они рекомендуют в период мутации:

1. Правильное выстраивание занятия по вокалу, чередование периодов нагрузки и отдыха.

2. Правильная техника вокала: своевременное переключение регистров при пении; избегать использования низкоэнергетического фальцетного режима; достижение техники нижнереберно- диафрагмального дыхания; выключение из голосообразования вспомогательных мышц шеи и грудной клетки.

З. Избегать форсированного звука, твердой атаки звука, резкого форте, визга, крика.

4. Пение во время мутации только с опытным педагогом, активные занятия спортом, закаливание.

7. Запрещение выступлений вокальных коллективов на открытом воздухе при температуре ниже + 15 град. С, пение в условиях шума движения городского транспорта.

8. Избегать длительной, монотонной речи, ведущей к накоплению статического напряжения, шепотной речи.

9. Отказ от курения, алкоголя.

10. Исключение по возможности побочных шумов в аудитории при речевых нагрузках.

11. Своевременное лечение ОРЗ, трахеитов.

12. Работа в чистых помещениях, с достаточной влажностью.

13. Избегать резких температурных перепадов, употребления холодных напитков при перегревании.

15. Правильная работа с микрофонами

16. Общеукрепляющие, закаливающие процедуры.

17. Своевременное лечение ЛОР-органов и других органов и систем.

Надо не допускать дефектного и слишком длительного пения, после которого голос «садится», то есть устает, тускнеет, теряет звонкость, хрипнет. Это происходит в результате форсировки голоса, перенапряжения гортани, утрировки грудного тембра на высоких звуках, пения в неудобной тесситуре. Существует ряд приемов для снятия напряжения гортани. Можно привести в качестве примера у пражнения для укрепления горла, снятия напряжения.

1. "Лошадка". Поцокать языком громко и быстро 10-30 сек.

2. "Ворона". Произносите "Ка - аа - аа - ар". Посмотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое небо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз. Попробуйте делать это беззвучно.

3. "Колечко". Напряженно скользя кончиком языка по небу, постарайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом несколько раз.

4. "Лев". Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз.

5. "Зевота". Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызывайте несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.

6. "Трубочка". Вытяните губы трубочкой. Вращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки. Дотянитесь губами до носа, затем - до подбородка. Повторить 6-8 раз.

7. "Смех". Во время смеха положите ладонь на горло, почувствуйте, как напряжены мышцы. Подобное напряжение ощущается при выполнении всех предыдущих упражнений. Смех можно вызвать и искусственно. С точки зрения работы мышц не имеет значения смеетесь вы или просто произносите "ха-ха-ха". Искусственный смех быстро пробудит приподнятое настроение, приведет к натуральному веселью.

Изменения голосового аппарата – естественная реакция на перестройку всего организма в процессе взросления. В это время голос особенно уязвим, поэтому важно понять и уяснить необходимость бережного отношения к нему.

Общаясь друг с другом в школе и на улице на повышенных тонах, часто срываясь на крики визг, дети безжалостно напрягают свои голоса. Это ведет к повреждению связок, появлению на них мозолистых наростов – «узелков крикунов», – а нередко заканчивается кровоизлиянием в голосовую складку, после чего школьник не может произнести ни звука.

В любом случае проблемы, возникшие с голосом, нельзя оставлять без внимания, а при их частом возникновении заниматься самолечением. Необходимо комплексное обследование не только у отоларинголога, но и у фониатра, невропатолога и логопеда.

1. Летом не увлекаться холодными напитками, зимой прикрывать шею, не ходить нараспашку.

2. При появлении малейшего дискомфорта дать голосу передышку – помолчать. Если говорить все же необходимо, лучше делать это тихим голосом.

3. Важно воздерживаться от речевой нагрузки, и тем более от пения, во время гриппа, ларингита и других респираторных заболеваний.

4. Не стоит увлекаться караоке. В подростковом возрасте слепое подражание чужой манере пения с хрипотцой или надрывом может надолго лишить начинающего певца собственного голоса.

5. Ни в коем случае нельзя курить. Голосовые связки одними из первых принимают на себя никотиновый удар. Дым, вдыхаемый при курении, имеет очень высокую температуру. Он обжигает слизистую оболочку гортани, дыхательные пути, и, конечно же, голосовые связки. Отечность, кровоизлияние, утолщение, узлы – далеко не полный перечень патологических изменений голосовых связок курильщика.

Самый главный вывод из всего сказанного: беречь голос во время мутации!!!

Заключение.

Особая роль в воспитании ребёнка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются с первых дней жизни, слушая колыбельные песни матери. Музыкальные впечатления приносят ребёнку также радио, телевидение, порой независимо от его воли и желания, а также окружающих его людей.

К сожалению, современная музыка не всегда оказывает благоприятное воздействие на детей, иногда они увлекаются не лучшими произведениями эстрады. Поэтому так важно в годы детства, когда пробуждается духовный мир ребёнка, формируются его вкусы и пристрастия, научить понимать искусство, понимать гармонию красок и звуков.

И здесь особая роль принадлежит пению. Оно оказывает могущественное эмоциональное влияние на слушателей и на самого поющего, никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом – этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и соответственным образом воспитывать.

И еще. Каждого человека, обладающего достаточно хорошим слухом и развитой музыкальностью, можно научить петь. Другое дело, что занятия детским вокалом могут не привести к профессиональному исполнению, пригодному для большой сцены , но ученик будет петь во всех смыслах грамотно - и в отношении техники, и в исполнительском плане.

Литература.

1. Л.Дмитриев "Основы вокальной методики". Из-во "Музыка", М.1968.


  • 6. Характеристика мутационных изменений голоса.
  • 7. Общая характеристика нарушений голоса. (Афония, дисфония, фонастения и др.)
  • Этиология голосовых расстройств:
  • Классификации расстройств голоса:
  • 8. Основные причины нарушения голоса. (см.7)
  • 9. Функциональные нарушения голоса. Причины и механизмы нарушений.
  • 10. Органические нарушения голоса. Причины и механизмы нарушений.
  • 11. Причины, клиническая картина, течение и принципы коррекционного воздействия при функциональных нарушениях голоса центрального происхождения.
  • 12. Причины, клиническая картина, течение и принципы коррекционного воздействия при функциональных нарушениях голоса периферического происхождения.
  • 14. Причины, клиническая картина, течение и принципы коррекционного воздействия при органических нарушениях голоса периферического генеза.
  • 16. Профилактика нарушений голоса у лиц голосо-речевых профессий.
  • 17. Профилактика нарушений голоса у детей.
  • 18. Цели, задачи и принципы коррекционной работы при различных нарушениях голоса.
  • 19. Методика коррекционной работы по восстановлению голоса при параличах и порезах гортани.
  • 20. Методика коррекционной работы по восстановлению голоса при хронических ларингитах.
  • 21. Методика коррекционной работы у детей с органически изменениями гортани.
  • 22. Методика коррекционной работы по восстановлению функциональных нарушений голоса.
  • 23.Особенности работы над дыханием при восстановлении голоса. (см. В дополнительных материалах)
  • 24. Общая характеристика ринолалии.
  • 25. Классификация ринолалии.
  • 26. Характеристика закрытой ринолалии.
  • 27. Общая характеристика открытой ринолалии.
  • 28. Этиология и патогенез функциональной открытой ринолалии. (см.31)
  • 29. Этиология и патогенез открытой ринолалии (см.31)
  • 30. Характеристика различных видов расщелин при органической открытой ринолалии.
  • 31. Структура дефекта при открытой ринолалии. Первичные и вторичные дефекты.
  • 32. Характеристика речи у ребенка с открытой ринолалией.
  • 33. Цели, задачи и содержание коррекционной работы при закрытой ринолалии. Профилактические мероприятия.
  • 34. Задачи и содержание логопедической работы при открытой ринолалии.
  • 35. Основные задачи и направления коррекционной работы с детьми, страдающими открытой ринолалией в дооперационный период.
  • 36. Основные задачи и направления коррекционной работы с детьми, страдающими открытой ринолалией в послеоперационный период.(см. 35)
  • 37. Методика работы по формированию речевого дыхания у детей, страдающих открытой ринолалией в послеоперационный период.
  • 38. Методика работы по формированию звукопроизношения у детей, страдающих открытой ринолалией в послеоперационный период.
  • Дополнительные материалы
  • Методика коррекционной работы по восстановлению голоса при параличах и порезах гортани.
  • Нарушения голоса
  • Этиология голосовых расстройств:
  • Классификации расстройств голоса:
  • Функциональные нарушения голоса:
  • Классификация функциональных нарушений голоса:
  • Органические нарушения голоса:
  • Выявления и включения компенсаторных возможностей организма.
  • Методика коррекционной работы по восстановлению голоса при хронических ларингитах.
  • Методика коррекционной работы по восстановлению голоса при хронических ларингитах.
  • Методика коррекционной работы у детей с органически изменениями гортани.
  • Методика коррекционной работы по восстановлению функциональных нарушений голоса.
  • 1) Периферические функциональные нарушения голоса.
  • 2) Центральные функциональные нарушения голоса.
  • Работа над дыханием при восстановлении голоса.
  • Голосовые упражнения при нарушениях голоса.
  • Причины, клиническая картина
  • Перспективный план работы на дооперационных период.
  • Массаж при ринолалии.
  • Массаж при мышечном напряжении в области лба, носа и щечно-скуловой области
  • Карта обследования ребенка с врожденными расщелинами нёба
  • Ермакова и.И. Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция
  • Движение мягкого нёба
  • 6. Характеристика мутационных изменений голоса.

    Мутация - это физиологическое изменение голоса во время перехода к зрелому возрасту, сопровождающееся рядом патологических явлений в голосе и в голосовом аппарате.

    Вопрос о том, сопровождается ли период мутации переломом голоса или его постепенным изменением, решается исследователями в пользу последнего. Указывается, что только меньшинство юношей страдает от перелома голоса, для большинства же этот процесс протекает почти незаметно.

    Мутация голоса связана с быстрым ростом гортани. Голосовые складки у мальчиков удлиняются на 6-10 мм, т.е. на 2/3 длины. При ларингоскопии обнаруживается гиперемия слизистой оболочки гортани, отсутствие замыкания голосовой щели. У девочек голосовые складки удлиняются только на 3-5 мм.

    Суть мутации заключается в том, что рост отдельных частей голосового аппарата подростка происходит дисгармонично. Например, голосовые складки увеличиваются в длину, а ширина их остается прежней, резонаторные полости отстают от роста гортани, а надгортанник часто и у юноши остается детским. Вследствие этого нарушается координация в совместной работе дыхания и гортани. Все эти причины приводят к тому, что голос у мальчика срывается, становится жестким, низким, грубым, интонация - неуверенной. Наблюдается диплофония (би-тональность), т.е. быстрое чередование высокого и низкого тонов, отстающих друг от друга иногда на целую октаву, при этом вибрируют и истинные, и ложные голосовые складки.

    У мальчиков подчас возникает напряженное дыхание, так как смыкание голосовых складок неполное и для произведения звука полной силы выдыхательные мышцы должны усиленно, форсированно работать.

    Нормально протекающая мутация может проявляться в нескольких формах .

    Так, нередко голос меняется очень медленно, незаметно как для самих детей, так и для окружающих; изредка лишь наблюдается небольшая хрипота и быстрая утомляемость голоса. В других случаях (что встречается чаще) голос у мальчика во время речи или пения начинает срываться, появляются низкие ноты басового тембра. Такое «соскакивание» звуков сначала возникает все чаще и чаще, затем проявляется реже, и, наконец, детский тембр заменяется мужским.

    Встречается и такая форма мутации, когда тонкий мальчишеский голос внезапно принимает огрубелый характер, появляется хрипота, иногда полная афония. Когда охриплость исчезает, у юноши устанавливается вполне сформированный мужской голос.

    Недоразвитие половой сферы подростка, острый или хронический ларингит, различные инфекционные заболевания, перенапряжение голосового аппарата при громком пении не в своем голосовом диапазоне, некоторые внешние вредные факторы (пыль, дым) могут осложнить течение мутации, придать ей патологический, длительный характер и привести к стойкому нарушению голоса.

    Наиболее часто встречается персистирующий (т.е. упорно держащийся) фальцетный голос, который возникает при судорожно поднятой гортани и значительном натяжении голосовых складок во время фонации. Это голос высокий, слабый, писклявый, неприятный на слух.

    В других случаях нарушение голоса проявляется в затянувшейся мутации. При этом голос на протяжении нескольких лет не переходит в нормальный мужской голос: он продолжает оставаться детским (фальцетным), или фальцетные звуки прорываются на фоне преобладающего мужского звучания.

    У мальчиков встречается иногда преждевременная мутация (в 11-12 лет), когда голос раньше времени становится низким, грубым. Причина этого явления - преждевременное наступление половой зрелости и длительная, чрезмерно напряженная работа голосового аппарата (при крике, форсированном пении, пении в высокой тесситуре).

    У девочек изредка наблюдается извращенная мутация, когда голос значительно понижается, лишается своей мелодичности и музыкальности.

    Возрастные изменения голоса: происходят, как правило, в 12-15 лет. Возрастная мутация обусловлена изменениями гортани (увеличивается в размере у мужчин в 1,5-2 раза, у женщин на 1/3). Голосовые складки увеличиваются в размере по всем параметрам (длина, ширина, толщина), начинают колебаться всей массой. Увеличивается корень языка. Голос не успевает приспособиться к быстрым анатомическим изменениям и звучит неустойчиво. Голос мальчиков понижается на октаву, у девочек - на 1-2 тона. Причинами изменения голоса в период мутации являются нарушения координации функций наружных и внутренних мышц гортани и отсутствие согласованности между дыханием и фонацией.

    Можно выделить три периода мутации:

      начальная

    1. конечная

    Мутация продолжается от 1 месяца до 2-3 лет.

    Мутационные расстройства:

      замаскированные расстройства - в мутационном периоде характеризуются тем, что видимых признаков мутации в голосе еще нет, но часто возникают труднообъяснимые приступы кашля. Часто встречаются у мальчиков, поющих в хоре).

      преждевременная мутация - чаще у мальчиков, 10-11 лет появляется грубое звучание голоса, неестественное для детей данного возраста. Может быть обусловлено преждевременным наступлением половой зрелости или чрезмерной работой голосового аппарата (например, форсированное пение)

      запоздалая мутация - происходящая после наступления половой зрелости.

      вторичная мутация - наступает внезапно, в зрелом возрасте. Причины: нарушение работы желез внутренней секреции, перенапряжение голоса, курение и т. п.

    Издавна природой положено так, что человек должен общаться. Почти все детки рождаются с тонкими голосами, а к подростковому возрасту начинает происходить ломка голоса. На самом деле этот процесс затрагивает как мужские, так и женские связки, правда, у девочек это не так заметно.

    Как выглядит сам процесс?

    Начало воздушной волны идет из легких, достигает связок и заставляет их колебаться. Что касается грудной клетки и носоглотки, то они выступают в роли резонаторов. Высота звука зависит от толщины голосовых связок – чем они тоньше, как у девочек, тем голосок выше, и наоборот – чем связки толще, как у мальчиков, тем ниже.

    Природа позаботилась о том, чтобы родители всегда слышали своего ребенка. Поэтому с рождения каждый человек имеет небольшие и тонкие связки.

    По мере роста они увеличиваются в размерах и утолщаются, соответственно, звук меняет свою тональность.

    Но в период полового созревания, скорость и степень роста имеет гендерные отличия. Женская гортань изменяется в два раза, в то время как мужская на 70%.

    Именно поэтому подростки имеют такие существенные различия в тембре, причем как по половой принадлежности, так и между друг другом. Но сразу стоит сказать, что такой процесс абсолютно индивидуален, поэтому и некоторые мальчики имеют бас уже 12 лет, а другие и в 15 еще общаются тенором.

    Есть три основных этапа мутации.

    1. Предмутационный период. В это время, организм готовится к будущим перестройкам, причем в этот этап задействуются все системы.
    • звучание становится более хриплым;
    • отмечаются хрипота, першение, которые сопровождаются легким кашлем.

    Но стоит отметить, что, если юноша или девушка занимаются пением, то такие симптомы могут проявить себя несколько по-другому, ведь у певцов связки более натренированные. Во-первых, высокие ноты начнут даваться не так легко, как прежде. Во-вторых, ребенок может начать жаловаться на болезненные ощущения в гортани во время занятий пением.

    Сами же преподаватели по вокалу, начнут делать замечания по поводу «грязи» в звуке. Хотя в «спокойном» состоянии таких признаков может и не наблюдаться. Для голосовых связок в это время нужен отдых, так как процесс перестройки и одновременная на них нагрузка, могут привести к тому, что человек попросту потеряет «свой звук» .

    1. Ломка голоса. В это время гортань начинает оттекать, при этом может наблюдаться выделение слизи. Такие моменты провоцируют начало развития воспалительных процессов.

    Поэтому если заглянуть в рот подростку, то можно увидеть, что поверхность голосовых связок приобрела красный цвет. Именно такое состояние требует покоя, так как повышенная нагрузка может привести к недоразвитию органа.

    В такой период стоит с особой тщательность беречь себя от простудных и вирусных болезней, иначе после того, как пройдет подростковый период, есть риск, что у мальчиков останется звучание тенора.

    1. Послемутационный период. Это процесс индивидуальный. Тут играет роль множество факторов, начиная от национальной принадлежности, и заканчивая личными физиологическими, а порой и генетическими особенностями. У мальчиков и у девочек он может происходить по-разному, и занимать разное количество времени. Обычно к концу становления «собственного звука» ребенок начинает жаловаться на быструю утомляемость голосовых связок. Но теперь станет более заметно, что голос не имеет перепадов больше, он становиться более стабильным.

    Подростковый период характеризуется бурной активизацией гормональных процессов. Именно такие вещества отвечают за внешние и внутренние изменения в человеческом организме – у мальчиков начинают активно расти волосы по всему телу, развивается половое созревание, наблюдается поллюция, резкий рост скелета и мышечной массы. Что касается девочек, то у них начинает расти грудь, меняется форма тела, начинается менструация.

    Голосовые связки также очень зависимы от гормонов. Если в подростковый возраст они недополучают своих компонентов, то не смогут приобрести «взрослые» размеры – стать более удлиненными и плотными. Соответственно, голосок не станет ломаться, а, значит, у юноши он останется достаточно высоким.

    Кстати, у девочек он всегда выше, так как половые гормоны у них вырабатываются не в таком количестве, как у мальчиков, к тому же совсем другие. Интересно отметить тот момент, что к старости мужской голос становится выше, а женский ниже. И все эти моменты обусловлены тем, что гормональный фон недополучает своих составляющих.

    Ломка голоса связана не только с физиологическим, но и психологическим дискомфортом. Причем как у мальчиков, так и у девочек. Но женские связки растут немного медленнее, поэтому когда приходит момент полового созревания, они еще коротки в сравнении с мужскими. Поэтому мутация не так очевидна.

    А резкий перепад тембра у девушки может быть связан со сбоем гормонов. Но в данном случае родители обязаны показать свою дочь эндокринологу, ведь это может свидетельствовать о серьезных эндокринных заболеваниях. Если же у девочки нет явных симптомов ломки голоса, значит, процесс мутации идет природным образом и волноваться ни о чем не стоит.

    Большинство подростков даже не замечают того, как у них ломается голос. Это связано с тем, что такой процесс просто не доставляет им никакого дискомфорта.

    Разные дети одного возраста могут иметь разную тональность голоска, так как их гортани будут находиться на разном этапе развития. Но в независимости от того, в каком состоянии находиться ребенок, родители должны знать, какие действия в этот период допустимы, а отчего стоит воздержаться.

    1. умеренная нагрузка. Вот тут больше совет относится к родителям мальчиков, нежели девочек. Чрезмерная нагрузка на голосовые связки провоцирует образование узелков, которые в дальнейшем приводят к хрипоте. Такой дефект может пройти сам, но в некоторых случаях без хирургии не обойтись;
    2. в период мутации стоит беречь ребенка от простуд. Это может затянуть ломку голоса. Если юноша долгое время продолжает иметь высокие тона, то родителям рекомендуется показать его такому специалисту, как фониатр;
    3. родители должны объяснить ребенку, что «собственный звук» уникален, и он будет таким, как заложено природой. Очень часто маленькие мальчики стараются подражать тому или иному герою. Такой фанатизм может привести к тому, что юноша перегрузит свои связки и они попросту « сорвутся» .

    Природа сама закладывает ту или иную тональность голоса, и изменить ее никто не может. Поэтому свой тембр стоит воспринимать, как данность и не противится этому. И ускорить ломку голоса никак нельзя, ведь этот процесс природный и повлиять на него невозможно.

    Остается только запастись терпением, придерживаться рекомендаций, чтобы этот процесс прошел быстрее, и по возможности без осложнений.

    Мутация голоса

    Каждые 2–3 года детский голос меняется. Становясь сильнее, он постепенно понижается, приобретает новые интонационные возможности и больший диапазон. Однако самые заметные изменения происходят во время мутации (от лат. mutatio – изменение, перемена). Так называют период, когда голос ребенка становится голосом взрослого человека.

    В каком возрасте начнется мутация, зависит от многих факторов: климатических условий, национальной принадлежности и индивидуальных физиологических особенностей развития ребенка. Обычно у детей, проживающих в умеренном климате, изменения голоса начинаются в 13–16 лети продолжаются от месяца до 2–3 лет.

    Голосовой аппарат мальчиков растет быстро и неравномерно. В 1,5–2 раза увеличивается гортань, голосовые складки, изменяется объем языка и положение его корня. Голос понижается на 5–6 тонов, становясь более сильным и «тембристым9raquo;.

    Выражение «ломка голоса» очень образно и точно передает характер изменений, происходящих с мальчишескими голосами, и редко используется, когда речь идет о девочках. Действительно, мутация голоса у девочек менее заметна: гортань увеличивается лишь на 1/3, голос понижается на 1–2 тона, постепенно теряя детские свойства и становясь женственным.

    Изменения голосового аппарата – естественная реакция на перестройку всего организмав процессе созревания. В это время голос особенно уязвим, поэтому важно разъяснить подростку необходимость бережного отношения к нему.

    Общаясь друг с другом в школе и на улице на повышенных тонах, часто срываясь на крики визг, дети безжалостно напрягают свои голоса. Это ведет к повреждению связок, появлению на них мозолистых наростов – «узелков крикунов», – а нередко заканчивается кровоизлиянием в голосовую складку, после чего школьник не может произнести ни звука.

    127287, г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 5а, стр. 8

    Мутация голоса у подростков - это явление, которое обусловлено изменениями гормонального фона организма. В основном ломке голоса подвержены мальчики. Происходит мутация голоса в период полового созревания. В кровь подростка начинает поступать тестостерон. Этот мужской половой гормон провоцирует расширение голосовой щели. Голос начинает приобретать более низкую частоту и характерную для мужчин хрипотцу.

    Физиологическая особенность строения голосового аппарата человека в детском возрасте - это одинаковое строение голосовых связок у мальчиков и девочек. Различить по голосу ребенка его половую принадлежность практически невозможно. Однако уже в возрасте 10 лет мальчики начинают говорить более низким голосом. Это связано с более быстрым ростом голосовой щели и связок. В 10-12 лет голоса мальчика и девочки различаются всего на 1,5 мм. Именно настолько длиннее голосовая щель десятилетнего мальчика. И, тем не менее, мы отчетливо замечаем разницу в тональности звука.

    Эти изменения не связаны с гормональным влиянием. Здесь сказываются физиологические особенности. Именно по этому принципу в возрасте 10-12 лет в прошлых столетиях отбирались мальчики для певческой карьеры в церковных хоровых коллективах. Для исключения явления мутации голоса им делалась операция по удалению половых желез. Потому что в дальнейшем весь процесс ломки голоса происходит именно под влиянием половых гормонов.

    Мутация голоса у мальчиков - это физиология

    Возрастная мутация голоса у мальчика подростка - это нормальное физиологическое явление. Обычно она начинается в период полового созревания. В это же время у мальчиков начинаются первые полюции, оволосение лобка и подмышечных впадин. Одновременно с ломкой голоса начинается рост волос на лице в характерных для этого местах.

    Ломка голоса может произойти в период с 11-12 лет до достижения мальчиком 18-летнего возраста. При боле поздней мутации голоса следует обратить внимание на мужское здоровье подростка. Возможно, есть какие-то отклонения. Чаще всего мутация голоса занимает период не более 2 месяцев. За это время голос приобретает характерную тональность. В дальнейшем тембр голоса остается прежним на протяжении всей жизни. Изменить его могут только травмы гортани, ожоги и злоупотребление вредными привычками.

    Механизм половой мутации голоса у мальчиков заключается в постепенно утолщении голосовых связок и дальнейшим расширением голосовой щели. На этот процесс оказывает влияние не только тестостерон, но и гормон гонадотропин, который ускоряет рост волос на теле и провоцирует появление вторичных мужских половых признаков.

    Мутация голоса у девочек - это патология

    Если мутация голоса у мальчиков в подростковом возрасте - это неизбежность и свидетельство правильного роста и развития, то у девочек данное явления относится к патологическим отклонениям. Мутация голоса у девочек - это достаточно редкое явление. Оно, как правило, свидетельствует о повышенном уровне тестостерона в крови. Может сопровождаться такими явлениями, как:

    • появление волос на лице;
    • телосложение по мужскому типу;
    • ускоренный рост конечностей;
    • отставание в развитии вторичных женских половых признаков.

    Коррекция этого состояния проводится под наблюдением эндокринологи. Причинами могут стать вирусные заболевания, изменения режима питания и распорядка дня, стрессовые ситуация, неправильное .

    Почему происходит ломка голоса у детей

    Следует понимать, что ломка голоса у детей - это неизбежное явление, связанное с ростом и развитием. Природой так заложено, что в детстве, в то время, когда потомство нуждается в заботе, защите со стороны родителей, дети обладают тонкими пронзительными голосами. Звуки высокой тональности распространяются на большие расстояния и четче воспринимаются человеческим ухом.

    По мере роста организма изменяется длина голосовой щели и связок. Происходит незначительная ломка голоса у девочек. Появляется более низкая тональность. Но это явление нельзя назвать мутацией голоса. Ломка не связана с гормональными изменениями.

     

     

    Это интересно: