→ Головные уборы древних греков. Греческий стиль в одежде — особенности античной моды. Женская одежда в Древней Греции

Головные уборы древних греков. Греческий стиль в одежде — особенности античной моды. Женская одежда в Древней Греции

На уцелевших сосудах и фресках древних греков мы видим в основном людей с непокрытыми головами. Эта особенность, как и вообще «открытость» античной одежды, объясняется не столько мягкостью средиземноморского климата, сколько этическими и эстетическими представлениями эпохи. Античный человек стремился открыть себя, свое тело и взглядам и природе.

Греки надевали головной убор только тогда, когда этого требовала практическая необходимость, например, для работы или в дорогу. В основном это была шляпа с полями - петасос. Поэтому и бога Гермеса, посыльного богов, изображали обнаженным, но в петасосе. Этот головной убор носили и эфебы - свободно рожденные юноши от 18 до 20 лет, проходившие подготовку к гражданской и военной службе.

А танагрийские глиняные статуэтки изображают мужчин и женщин в шляпах-зонтиках, защишавших их от палящих лучей южного солнца. Войлочные колпаки без полей - пилосы - были на головах ремесленников, моряков и другого трудящегося люда. Но не рабов, так как во времена античности такие колпаки были привилегией свободного человека. Люди состоятельные и служители культа отдавали предпочтение венкам, налобным повязкам.

Греческие головные уборы, так же как и прически, были просты и одинаковы как для мужчин, так и для женщин. Имея от природы густые волосы, свободные греки редко носили головные уборы. Однако отправляясь на многочасовые театральные представления, в длительные путешествия, на прогулки за город, в походы, греки надевали шапки, шляпы разного цвета, изготовленные из фетра, войлока, разных сортов кож.

Распространена была шляпа кюне в форме полушария. Носили конусообразный войлочный пилеус, фригийский колпак, каусию. Каусия имела округлую форму, изготовлялась из материалов разного цвета — часто по цветам можно было определить профессию. Кроме перечисленных носили еще петас и пилос, но эти головные уборы надевали только люди низшего сословия.


Их изготовляли из соломы, грубо выделанных войлока и кожи. Солдаты в походах надевали шлемы разных форм с гребнями и хвостами. Хвосты были из волос лошадей, яков или овец.

Кроме того, головы украшали венками. Ими награждали победителей спортивных соревнований (Олимпийских игр), выдающихся ораторов и актеров, полководцев и именитых, почетных граждан. Они были обязательным головным убором на пирах, шествиях, празднествах. Венки делали из цветов, веток, листьев.

Художественное сплетение должно было выделить самый красивый цветок, которому полагалось быть в центре. Так, например, полководец Алквиад появлялся перед согражданами на форуме всегда в венке из плюща и фиалок. Верили, что плющ спасает от опьянения.

Многие носили из пахучих трав, веток плюща, мирта, роз и дубовых листьев, а также веток тополя, сосны, олив, лавра. Часто растения в венках обозначали сан, заслуги, свидетельствовали о положении в обществе. Женщины при выходе из дома накрывали голову краем плаща. В жару надевали соломенные шляпы — долии, узорчатые мешки, чехлы, тканые платки. В торжественных случаях прическу покрывали вуалью, при этом закрывалась не только прическа, но и часть лица. Носили венки из мирта и лавра.

Культ человеческого тела

В Древней Греции большое значение придавалось формам человеческого тела. Об этом свидетельствуют сохранившиеся произведения искусства - скульптура, вазопись, керамика, на которой изображены разнообразные, часто стилизованные человеческие тела. Идеал красоты человеческого тела описан и в поэзии Гомера, в драматических произведениях, в работах философов, историков и летописцев, раскрывающих значение красоты человеческого тела в культуре Древней Греции.

Красоте придавалось такое большое значение, что она могла стать причиной вооруженных конфликтов (Троянская война). Помимо красоты образ жизни эллинов определялся также такими ценностями, как истина и добро , которые находились в тесном единстве. Прекрасное приравнивалось к добру. Представление о красоте человека ассоциировалось с его положительными нравственными качествами. Внешний облик ассоциировался с уровнем внутреннего мира. Гармонии тела придавали не меньшее значение, чем гармонии духа. Безобразное означало недостаток разума, благородства, силы, характера, выступало как отрицание позитивных ценностей. Большое значение придавали гармонии, умеренности и порядку. Идеалом греков был гармонически развитый, свободный человек, прекрасный душой и телом. Формирование такого человека обеспечивала продуманная система образования и воспитания, включавшая в себя два направления: «гимнастическое» - его целью было физическое совершенство, и «мусическое» (гуманитарное) - оно предполагало обучение всем видам искусства, освоение научных дисциплин, философии, риторики.

Представление о красоте человека нашло свое отражение в костюме. Красота и законченность форм - это проявления чисто эллинского понимания прекрасного.

Драпировка - основа древнегреческого костюма
Древние греки создали совершенный тип драпированного костюма. Прямоугольный кусок ткани различной длины и ширины, драпируясь на теле, подчеркивал гармонию тренированного тела и одежды, динамизм и свободу движений, скрывал недостатки. Пластика драпировки и осанка фигуры ценились гораздо выше стоимости ткани и красоты орнамента. Форма предмета доминировала над его декором.

ФОРМА или отсутствие кроя одежды
Греческий хитон органично связан с архитектурой, особенно это касается эпохи классики, когда пропорции, масштабность, форма приобрели огромное значение. Ритм, расположение и форма складок, драпировок диктовались основной архитектурной формой эпохи - каннелированной колонной (колонна, ствол которой прорезан вертикальными желобками - каннелюрами) дорического ордера. В фигуре человека, одетого в хитон, читались пропорции золотого сечения. Складки должны были подчеркивать движения человеческого тела. Одновременное ношение двух одежд создавало гармонию ритмов, объединяющих ансамбль.

Первоначально вариантов греческого костюма было два: ионический и дорический (по названию племен и их территориальной принадлежности). Греческий костюм состоял из нижней одежды и плаща или накидки.

Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только ее размеры, ткань, отделка, украшения.

Декор: фактуры, цвет, орнамент
Греки использовали мягкие, эластичные, хорошо драпирующиеся ткани. Чаще всего лен и шерсть. Их ткали ручным способом на вертикальном станке шириной до двух метров. Изначально греки носили одежду только домашнего изготовления и в основном белого цвета. Но с развитием ткацкого и красильного ремесла появились разноцветные ткани с узорами. Долгое время популярной тканью был ионийский лен, но позже он был потеснен шерстью, которую использовали дорийцы.

В период архаики и ранней классики (VII век до н. э.- начало V века до н. э.) предпочтительными были оттенки голубого, нежно-розового, лилового, желтого цветов. Носили также хитоны светлых натуральных оттенков, часто с ярким орнаментом.

Самым престижным цветом, цветом аристократии, считался белый. Траурными считались серый и коричневый цвета. Зеленый, серый и коричневые цвета были цветами сельских жителей. Из упоминаний в греческой литературе известно о многочисленных цветовых нюансах: например, платья «лягушачьего» или «яблочного» оттенка, аметистового, гиацинтового, шафранового. Окраска тканей осуществлялась как минеральными, так и органическими красителями растительного (например, плодами теребинта), так и животного происхождения (вроде червей кермесного дуба). В некоторых полисах было не принято окрашивать ткани. Так, спартанцы не имели цветной одежды, кроме красного военного плаща.


По краю одежд пускали орнамент , а на поле вышивали цветы, звезды, сцены битв или изображения богов. Крупный рисунок преобладал вплоть до V-IV вв. до н. э., но позже предпочтения сместились к однотонной одежде белого цвета с орнаментом по краю (с желтым, голубым или красным менадром). Орнамент был подчинен ритму , раппорт строился по горизонтали. Узоры орнамента, связанные с природой, носили стилизованный геометрический или растительный характер, самые распространенные - это меандр, критская волна, пальметта. Вначале орнаменты были узкими, но когда греки начали использовать тяжелые дорогие ткани и одежда стала объемнее, орнамент тоже стал шире и массивнее.

В классический период (V - IV вв. до н. э.) в Грецию через Афины и Коринф стали завозить готовую одежду из ценных тканей: хлопчатобумажных из Индии, шелковых – из Сирии, узорчатых – из Персии, пурпурных из Финикии. Клечатые пестрые и яркие одежды, имевшие азиатское происхождение, быстро обрели популярность. Ионийцы носили длинные, ниспадающие пышными складками одежды с восточными мотивами.

При культивируемой тяге к простоте, одежда в древней Греции была практически единственным способом заявить о своем вкусе и выделиться на фоне остальных. Греческий костюм только на первый взгляд выглядит простым и естественным. На самом деле драпировка, скалывание и разнообразные манеры ношения одной и той же вещи были целым искусством, которое воспитывалось в семье и считалось частью хорошего тона.


Мужская одежда
Одежда древних греков была некроеной, несшивной и представляла собой тканый четырехугольник. Эта форма оставалась неизменной до позднего периода.

Самым древним видом греческой одежды, распространившейся от дорийцев, была хлайна. Она служила и верхней, и нижней одеждой и представляла собой узкий плащ из грубой шерсти. Под хлайну надевали хитон. Он служил нижней одеждой.

Хитон - это прямоугольный кусок ткани, сложенный по вертикали вдоль левого бока человеческого тела, скрепленный на плечах застежками - фибулами , подпоясанный ремешком с напуском (колпосом ) и умело заложенный вертикальными складками. Различали дорический хитон – он был коротким (достигающим колен) и узким (около метра). Такой хитон использовали как домашнюю одежду – выходить только в нем на улицу было не принято. Ионический хитон , вошедший в моду в VI веке до н. э. у восточного племени ионийцев. Он был длинным и закрытым: свободную сторону хитона скрепляли с помощью шнурков или застежек, оставляя разрез для руки. Такой хитон чаще носили старики, женщины, государственные деятели, аристократы, участники священных игр. Выполнялся из двух кусков ткани иногда шириной до запястья и скалывался на каждом плече не одной, а несколькими заколками. При этом из складок получались рукава длиной иногда до локтя. Довольно часто мужской хитон скреплялся фибулой только на одном плече и простейшим вариантом такой одежды был экзомис.

Экзомис – хитон с концами, связанными на одном плече, оставляющий открытой руку, вместе с половиной груди - был одеждой сельских жителей и рабов, также мог использоваться как спортивная одежда. Изготавливался из грубой ворсистой шерсти.

Верхней одеждой у древних греков был гиматий или гиматион. Гиматий - архаичный длинный плащ с большим количеством складок, который носили поверх хитона. По форме он также представлял собой большой прямоугольный кусок шерстяной ткани одинаковый как для женщин, так и для мужчин. Для того чтобы края плаща сидели лучше подвешивали специальные гири. Иногда его носили без хитона. Гиматий мог драпироваться разными способами вокруг тела, но чаще всего один его конец перекидывали через левое плечо, основное полотнище протягивали через спину под правую руку и закидывали второй конец на то же левое плечо. Дорический гиматий (аналог древней хлайны) сохранился до позднего времени лишь у спартанцев.

Верхней одеждой греческих аристократов и царей был вариант гиматия фарос - роскошный двойной плащ из египетского полотна, чаще всего пурпурного цвета. Помимо длинного плаща гиматия существовал короткий плащ - хламида , которую скрепляли застежкой на шее. Хламида также состояла из прямоугольного куска ткани. Ее носили во время охоты, на войне, а также путешественники и пастухи. Еще ее использовали для спортивных состязаний (в этом случае она была единственным одеянием). В Афинах хламиду носили только юноши, а в Спарте и взрослые граждане тоже. К хламиде полагалась шляпа петас , которая представляла собой войлочную круглую шапочку с полями и без.

В VII - VI вв. до н. э. мужчины носили набедренную повязку, но уже обретали популярность широкие хитоны с короткими рукавами. Изображения людей в этой одежде сохранились на аттических вазах VI в. до н.э.



До войн с персами (IV вв. до н. э.) было принято тесно стягивать талию. Пояс служил, чтобы подобрать хитон и сделать его нужной длины.

В классический период после греко-персидской войны с островов Аттики и из греческих колоний стали поступать лен и тонкая шерсть. Новые ткани отличались более высоким качеством, позволявшим закладывать изящные симметричные складки, преобразившие первоначальный вид одежды, не изменив ее форму. В Аттике в начале IV века до н. э. хитон дополнили длинными рукавами, как у восточных народов. В этот период мода изменилась, греки перешли на укороченный дорийский вариант, длинный хитон использовался как ритуальная одежда. Его надевали жрецы и актеры на сцене.

В эпоху эллинизма (III - I вв. до н. э.) в Греции появились элементы восточной моды: более тонкие, легкие, часто прозрачные, полупрозрачные ткани с орнаментом, вышитом золотом. Модным стал пурпурный цвет.

Женская одежда
Костюмы греческих женщин подчинялись тем же эстетическим требованиям, что и мужские. Однако женский костюм был более закрытым и длинным. Женские одежды также не кроились, а драпировались. Древнейшей одеждой гречанок был дорический пеплос (аналог мужской хлайны).

Пеплос - прямоугольный кусок шерстяного сукна, которое прикладывалось к телу и на плечах скреплялось булавками. Его правый бок, украшенный орнаментом, не сшивался. Это было верхнее длинное ниспадающее одеяние греческих женщин. Пеплос подпоясывали.

Как и у мужчин нижней одеждой был хитон , сколотый на плечах фибулами. Взрослые женщины надевали длинный хитон, молодые - короткий, аналогичный мужскому. Женская фигура в дорическом, наиболее древнем, хитоне напоминала дорическую колонну. Позже, на смену дорийскому, пришел ионический хитон, который стал национальной одеждой всех греков. В эпоху архаики поверх хитона иногда надевали юбку. Возможно, это было влияние крито-микенской моды. Но это было характерно лишь для костюма аттических гречанок. Ионический хитон опоясывался не только на талии и бедрах, но и на груди крест-накрест. У женского хитона часто над грудью был различный по форме и длине отворот - диплодион , который являлся важным декоративным элементом. Он получался из отогнутого по всей ширине верхнего края хитона и создавал эффект короткой верхней одежды. В эпоху классики дорический хитон вновь входит в моду, но уже украшенный орнаментом, либо многоцветный, однако белоснежный хитон всегда считался самым изысканным.



Хитон изготовляли из шерстяной или льняной ткани белого, желтого, красного цвета. Одной из разновидностей хитона была туника . Ее изготавливали из мягкой, но тяжелой шерстяной ткани, длиной она достигала земли. Обычно ее делали белой, с цветной каймой. Тунику стягивали поясом, который удерживал складки, драпируемые разными способами. Их тщательно фиксировали при помощи крахмала и утюгов. Девушки носили пояс на талии, замужние женщины - под грудью. Свободная одежда греков предоставляла большой простор для всевозможных уловок по моделированию фигуры. Под тунику подшивались специальные вставки из материи, чтобы сделать бедра округлыми, а грудь пышной. Выпуклый живот могли плотно перетянуть полосами льняного холста.

Когда женщины выходили из дома, они накидывали поверх туники гиматий , край которого можно было набросить на голову. Самыми популярными расцветками в классическую эпоху были белый и розовый с контрастной черной или красной каймой. Рисунки на вазах и терракотовые фигурки демонстрируют бесконечное множество вариантов ношения гиматия. В жаркую погоду это был шарф, перекинутый сзади через согнутые в локтях руки. При желании эллинка могла закутаться в него целиком так, что даже часть лица, по фиванской моде, оказывалась скрытой. Ширина гиматия колебалась до полутора метров, а длина была около трех метров. Во времена существования Древней Греции, умению правильно носить гиматий придавали огромное значение, поскольку именно по нему судили о степени вкуса человека. Более широкий и длинный гиматий назывался паллиум .

В качестве спортивной одежды женщины также носили экзомис. Иногда костюм дополняли легким шарфом из полупрозрачной ткани - калиптрой . Греческие женщины пользовались такими предметами, как зонтик, защищавший их от лучей солнца, и веер. Веера были различные по форме, но чаще всего в форме лотоса.

Обувь
По традиции дома греки ходили босиком. Обувались только, выходя на улицу. Дети обувь чаще всего не носили. Обувь в большинстве своем была ремешковой и изготавливалась из свиной или телячьей кожи.

Самая распространенная обувь древних греков - это сандалии иподиматы (подошвы из кожи или пробки, которые крепились с помощью одного или двух ремешков, скреплявшиеся на верхней части ступни). Также греки носили мягкие туфли и полусапожки (персикаи) . Эндромидами назывались кожаные сапоги всадников и охотников. Эндромиды были открыты по бокам и затягивались с помощью ремней. Часто всадники носили сапоги с отворотом. Считалось, что первыми изготавливать такие сапоги стали фракийцы.

Кроме того, греки носили крипиды - подошва с кожаной частью, которая охватывает часть стопы и голень, этот вид обуви носили военные, охотники и пешие странники.

Котурнами называлась закрытая обувь на высокой подошве, которую носили как женщины, так и мужчины. В древности считалось, что котурны изобрёл Эсхил, чтобы увеличить рост артистов в театре. Котурны изготавливались из очень мягкой кожи и подходили к обеим ногам.

Парадная обувь шилась из кожи ярких цветов с отделкой из золота и серебра. Отделывали ее металлическими бляшками, иногда вышивкой. Обувь была без каблука, и это придавало походке плавность. Настоящим искусством считалось умение так шнуровать сандалии, чтобы нога казалась почти голой.


Прически и головные уборы
В городах не принято было покрывать голову. Головные уборы носили очень редко, в случае необходимости, но они были достаточно разнообразными. В сельской местности или в дороге от солнца защищались при помощи маленькой войлочной шапочки без полей - пилоса либо широкополой шляпы из войлока или соломы. Женщины довольно часто набрасывали на голову шарф калиптру, либо край фароса или гиматия. При необходимости надевали соломенные шляпы - фолии. Они напоминали зонтик, крепившийся над головой.

Популярны были мешочки, чехлы, которыми покрывали пучок волос, стянутый в узел в нижней затылочной зоне. Вуаль считалась нарядным элементом костюма гречанки. Украшения для укрепления причесок были очень популярны и разнообразны в древней Греции.

Гречанки носили как короткие стрижки, так и длинные волосы. Если это была короткая стрижка, то ее украшали лентой или обручем.

У свободных греков в эпоху архаики было принято носить длинные волосы и длинные бороды, короткие прически носили люди низкого происхождения. В эпоху классики распространилась аккуратная спортивная прическа из коротких волос у молодежи, либо полудлинные до мочки уха у людей солидных и зрелых, бороды зрелые мужчины продолжали носить, но более короткие, чем во времена архаики. Волосы завивали, бороды стало принято брить.

«Голова Аполона» - это типичная для того времени мужская прическа волосы стянуты узким ремешком, спереди они равномерно завиты. В эпоху поздней классики появляется прическа «бант Аполлона» из достаточно длинных волос. Его носили как мужчины, так и женщины.

Женские прически были очень разнообразными. Наиболее популярными были прически «греческий узел» и прически, на основе греческого узла - «лампадион» (пламя) и «каримбос» - узел расположенный очень низко, почти на шее. Популярны были и дынеобразные прически из волос, уложенных крупными вертикальными дольками ото лба до затылка и перевязанных двумя лентами.

Часто девушки ходили с распущенными завитыми волосами. В конце IV и в I веке до нашей эры распространяется ношение париков. Стоимость париков была так велика, что они покупались лишь богатыми гражданами. Состоятельные люди должны были иметь по нескольку париков, для разных случаев. Гречанкам очень нравились светлые волосы германских женщин, в связи с этим в моду вошли парики из светлых и пепельных натуральных волос.

Влияние древних греков на последующее развитие народов европейской культуры, а затем и мировой цивилизации было весьма значительным. Греческий хитон на протяжении многих веков являлся основой одежды. Его носили не только в Греции. На его основе сформировались различные виды одежды в разных культурах. Одежда по типу хитона или туники встречается и на севере Европы. Возможно, именно эта форма одежды явилась основой кроя для древнерусской рубахи и сарафана.

Высокий уровень греческой культуры, многообразие и глубина, разработанность ее направлений, создание шедевров и выработка плодотворных идей, вошедших затем в сокровищницу мировой цивилизации, выделяют феномен древнегреческой культуры среди многих других национальных культурных систем.

Древнегреческое стремление к простоте сильно отражалось на многих сферах деятельности и жизни, в том числе это было заметно и в мужской одежде. Однако ее примитивизм является только первоначальным заблуждением, на самом деле носить или закреплять несложный кусок ткани множеством различных способов – это целое искусство.

Главным элементом мужской одежды являлся хитон – кусок тканой материи, который был сделан таким образом, чтобы с одной стороны имелось отверстие для руки, а с другой он был оснащен специальной застежкой. Вариантов хитона существовало несколько: некоторые были короткими и едва скрывали колени, другие достигали пят. Также был обычай носить пояс, туго стягивающий талию, однако, с течением времени от этого элемента отказались. Короткие хитоны постепенно становились самым распространенными, когда такая мода дошла и , длинные варианты данной одежды уже были фактически вытеснены. Некоторые особенности были у хитонов, которые полагалось носить представителям рабского сословия. Так, у них всегда оставалась голой область правого плеча.

Поверх хитона греки зачастую надевали плащ. Это мог быть длинный и просторный гиматион, закрепленные на груди и закинутый за спину, или короткая хламида, которая фиксировалась при помощи специальной застежки на шее. Правила ношения плащей зависело от конкретной местности: в ношения хламид позволялось только молодым юношам, не достигшим совершеннолетия, в Спарте же их носили повсеместно все мужчины вне зависимости от возраста.

Несмотря на разнообразие обуви, древние греки очень много передвигались босиком, а наибольшей популярностью пользовались сандалии. Помимо них имелись ботинки с габаритными подошвами, кожаные сапоги высотой до середины голени и другие разновидности грубой обуви, но они чаще всего использовались для верховой езды.

Предлагаемые картинки одежды Древней Греции позволят наглядно изучить стиль, который предпочитали мужчины в античные времена.

Древнегреческая женская одежда

Женщины, жившие в , обладали способностью превратить простейшие одежды, схожие с мужскими хитонами, во множество различных видов изысканных и элегантных костюмов.

Наиболее распространенным элементом женской одежды являлась туника из тяжелой шерстяной ткани. Туники были очень длинными, почти достигавшими пола, традиционным цветом являлся белый, но допускалась цветная окаемка. Неотъемлемой частью был пояс, носить его полагалось по-разному: молодые девушки затягивали им талии, а вышедшие замуж женщины перемещали под грудь.

Особо ценилось умение правильно шнуровать сандалии – это необходимо было делать таким образом, чтобы большая часть ноги оставалась голой, а наличие обуви было незаметным фактом.

Так же, как и у мужчин, в женском гардеробе присутствовал гиматион, который обычно надевали, выходя из дома на улицу. Наиболее распространены были розовые и белые плащи с красными и черными каймами. Край гиматиона можно было набрасывать на голову, что создавало эффект капюшона. В зависимости от погодных условий в него можно было как закутаться целиком, так и превратить в небольшой шарф на шее.

В целом одежда была довольно свободной, а это позволяло всевозможными способами корректировать свою фигуру. Специальные вставки под одеждой давали возможность делать бедра и грудь более пышными, а полоски ткани, которым перетягивался живот, добавлять стройность фигуре. Также практиковалось ношение обуви с разной толщиной подошвы, что позволяло девушкам низкого роста выглядеть более высокими.

Для того чтобы понять как предпочитали одевать девушки и женщины той эпохи, можно посмотреть наглядное фото одежды Древней Греции.

Национальный греческий костюм.

Фустанелла Цолиас (Foustanella/Tsolias)

Фустанелла Цолиас , которые носили политики и воины, этот костюм был объявлен национальным костюмом для мужчин; он носился в гористых областях и носился главным образом в Центральных и Южных частях Греции. Костюм получает свое название от плиссированной белой юбки (Foustanella), сделанной частями ткани, имеющей треугольную форму, названной «ланголия (langolia)», которые сшиты вместе по диагонали.

Фустанелла

Юбка Фустанелла состоит из 400 складок, символизирующих годы, в течение которых Греция была под Оттоманским правлением. Греческие революционные борцы 1821 года носили фустанеллу, борясь с турками. Сегодня эта юбка служит официальной униформой для Эйзонес (Evzones), Президентской Охраны, которая держит бессменную вахту на Могиле Неизвестного Солдата в Афинах. Остаток от костюма составлен из белой рубашки с очень широким плавным рукавом, и вышитого шерстяного жилета, названного «фермели (fermeli)» . Жилет может быть синим, черным или цвета марон, последнего цвета носит капитан охраны. Пояс носят вокруг талии, и вдобавок к костюму одевают ботинки, которые знали как царугиа (Tsarouhia) , которые носили для горного восхождения.

Врака

Врака (Vraka) — это костюм, который носят с некоторыми изменениями на всех Эгейских островах, является классическим типом мужского платья. Этот костюм состоит из панаваки (белый предмет нательного белья), белая рубашка, карамани (мешковатые брюки), коумбоури (традиционный жилет без рукавов), пояс, зака (внешний жакет), и мегало феси (кепка).

Карагоуна

Карагоуна

Карагоуна является известным женским костюмом в Фессалии, в Центральной Греции. Костюм Карагоуна — подвенечное платье с яркими цветами, символизирующими богатство долины Фессалии. Название произошло от способа, которым женщины могли двигать только своими головами из-за веса костюма и их драгоценностей. Этот костюм состоит из предмета нательного белья, который является белым платьем с толстым черным краем, шерстяного пальто с кисточками ручной работы на краях рукавов и вышивкой, белое пальто без рукавов «сайияс» с украшенным аккуратным, коротким красным шерстяным богато вышитым жилетом, и бархатные нарукавные повязки с черными или разноцветными краями. Носившийся вокруг талии красный передник с группами вышивки, которую обычно вышивали золотой нитью, и, наконец, черный вышитый шарф — платок, который оборачивали вокруг головы и украшали золотыми монетами через лоб.


Карагоуна

Отличительными особенностями этого костюма является множество рядов из цепей с монетами, что символизирует богатство невесты. Передник также украшен брошкой и серебряной или золотой частью цепи.

Дефина

Дефина (Sterea Helladas) . Женская дефина является крестьянским платьем области Фокида в Греции. Кисточки и края украшают белый покрытием. Вообще сам костюм представляет собой белое длинное платье с рукавами, на верху длинный белый жилет, украшенный черно-красным шнуром и яркий красный бархатный передник, который закрепляется выше талии, обычно вышит золотой нитью.

Женщины острова Крит носят панталоны, так как это распространено на южных островах Греции. Они также носят передники в передней и задней части тела. Их черные бархатные жакеты богато украшены золотой вышивкой, и они носят ожерелье золотых монет. На их головах они носят связанный крючком «мандили», что символизирует траур за потерю Византийской Империи, Константинополя (современный Стамбул). Свисание кисточек в их глазах, как говорят, представляет слезы за тех людей, которые были потеряны при взрыве монастыря в Аркади на острове Крит.

Древняя Греция располагалась в южной части Балканского полуострова (ее материковая часть), на островах Эгейского и Ионического морей и на узкой полоске западного побережья Малой Азии.
Горные гряды и морские заливы делили территорию Древней Греции на изолированные друг от друга области. Такое географическое положение служило естественной защитой от вражеских набегов и способствовало созданию достаточно самостоятельных в культурном, экономическом и политическом отношении общин (впоследствии - городов-государств). Скудная почва была малопригодна для земледелия. Зато море, со всех сторон омывающее Грецию и связывающее ее с соседними восточными и южными странами, способствовало развитию мореплавания, а также ремесел, обмена и торговли.
Характерной чертой древнегреческого общества было отсутствие крупного рабовладения. Это, в основном, и обусловило возникновение и развитие античной демократии. Великая древнегреческая культура - это культура свободных граждан. Она нашла свое отражение и в их внешнем облике и в костюме.
Древние греки создали совершенный тип драпированного костюма. Он изготовлялся из прямоугольных кусков ткани, одинаковых по форме и величине, но благодаря множеству драпировок, создававших свой особый ритм и динамику, каждый костюм отличался от другого.
Первоначально было два варианта греческого костюма: ионический и дорийский (ионийцами назывались малоазиатские греки, а дорийцами - обитатели материковой Греции).
Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только ее размеры, ткань, отделка, украшения.
Греческий костюм состоял из нижней одежды и плаща, или накидки. Хитон носили все: и мужчины, и женщины, и дети. Он не выкраивался и не шился, его изготавливали из цельного длинного прямоугольного куска ткани.
Хитоны могли быть из шерсти или льна - эти ткани изготавливали сами греки, или привозили из колоний. Ткани имели рыхлую структуру и легко драпировались. Позже, с развитием торговли, в Грецию стали привозить узорчатую персидскую материю, сирийский шелк, финикийские пурпурные ткани.
В начале ионийско-аттического периода носили одежду только домашнего изготовления и в основном белого цвета. Но с развитием ткацкого и красильного ремесла появились разноцветные ткани с узорами. Одежда греков становится наряднее.
Ионийцы носили длинные, ниспадающие пышными складками одежды с восточными мотивами. Но постепенно азиатский стиль орнамента приобрел иную форму и возник прекрасный, изящный греческий орнамент. Знатные греки, одевавшиеся в белые одежды, украшали им ворот, подол, рукава. Орнаменты вначале были узкими, но когда греки начали использовать тяжелые дорогие ткани и одежда стала объемнее, орнамент тоже стал шире и массивнее.

Мужской костюм Древней Греции

В VII-VI вв. до н. э. мужчины еще ходили в набедренной повязке, но уже обретали популярность широкие хитоны с короткими рукавами. Изображения людей в этой одежде сохранились на аттических вазах VI в. до н.э.
Верхней одеждой древним грекам служил «гиматий» - плащ из прямоугольного куска ткани. Носили его по-разному: накидывали на плечи, обертывали вокруг бедер, перекидывая конец через руку или заворачивались в него полностью.
В древнегреческом демократическом обществе, которое сложилось в V в. до н.э., ценились сдержанность и умеренность - в том числе и в одежде. В классический период мужчины носили короткие хитоны без рукавов. Изготовлялись они следующим образом: прямоугольный кусок ткани складывался вдвое в долевом направлении, края сшивались, на плечах ткань закреплялась «фибулами» - специальными застежками. Хитон завязывали на талии одним или двумя поясами. Подол подшивали. Неподшитые хитоны носили только рабы или во время траура.
У хитона могли быть короткие рукава - такие носили свободные граждане. А у рабов он был с одним рукавом, который прикрывал только левое плечо.
Для путешествий у греков была особая одежда: плащ-хламида, украшенный орнаментом, сандалии или короткие сапожки с отогнутыми голенищами и шляпа-«петас» с широкими полями. В V в. до н.э. гиматий значительно увеличился, а способ его драпировки стал более совершенным.

Женский костюм Древней Греции

Женская одежда периода архаики состояла из узкого хитона, длинной юбки и короткой кофточки без рукавов (в разделении костюма на две части - лиф и юбку - сказывалось влияние крито-микенской культуры). На смену этому костюму пришел плиссированный хитон, поверх которого накидывали через одно плечо драпированный шарф - «фарс». Эта одежда трансформировалась в ионийский хитон с длинными широкими рукавами.
Наиболее ранним дорийским костюмом был «пеплос». Делали его из прямоугольного куска ткани, который складывали в длину пополам, сверху отгибали приблизительно на 50 сантиметров, и даже длиннее, и застегивали на плечах фибулами. Отворот - «диплоидий», украшали каймой, драпировали. Диплоидий можно было накинуть на голову. Пеплос не сшивался и при ходьбе с правой стороны распахивался.
Были и «закрытые» пеплосы, состоявшие из хитона без рукавов с диплоидием. Все складки пеплоса располагались строго симметрично.
В V в. до н.э. костюм гречанки состоял из хитона, изготовленного из двух широких кусков ткани. Ткань скреплялась застежками от плеч до запястий. От талии до груди хитон крестообразно подвязывали поясом и драпировали, образуя напуск из глубоких складок - «колос».
Молодые дорийские девушки носили хитоны, в которых на сгибе делался разрез для руки, а верхние концы ткани закреплялись на другом плече застежкой. Края хитона не сшивались.
Длина одежды была различна. Хитон мог достигать колен, а у знатных ионянок и афинянок до самых пят с рукавами до локтя, а иногда и до кисти руки.
В качестве верхней одежды женщины использовали гиматий. Хитоны и гиматии дорийских женщин изготовлялись из шерстяных тканей голубых, желтых, пурпурных, лиловых цветов.
В особенно торжественных случаях женщины надевали длинный хитон и дорийский пеплос.
Молодые девушки наряжались в короткие хитоны без рукавов, удобные для гимнастических упражнений. Поверх них надевалась «паллула» и подвязывалась поясом.
Рабыни не имели права носить гиматии и длинные хитоны.

На мужчине: хитон, плащ-хламида. На ногах щитки-кнемиды и сандалии

На женщине: пеплос с декоративной каймой

На мужчине: плащ с фибулой, короткий хитон, сандалии

На женщине: пеплос с двойным напуском, головная повязка. Причёска - греческий узел

Костюм древнегреческих воинов

Воины под доспехи надевали хитон, а поверх доспехов накидывали хламиду. Доспехи воинов были легкими: металлическая кираса с подвижными частями на плечах и бедрах; поножи («кнемиды»), защищавшие ноги; сандалии на толстой двойной подошве («крепиды»); шлем, который мог быть разной формы. Беотийский шлем закрывал голову, щеки и нос, у дорийского было низко спущенное забрало, а коринфский почти полностью скрывал глаза.

Костюм путешественника: гиматий, длинный хитон и шляпа-петас

Костюм воина: короткий хитон и панцирь-пояс, шлем с наличником и высоким гребнем

Обувь в Древней Греции

Древние греки долго ходили босыми. Но постоянные военные походы, путешествия, торговля с дальними странами «заставили» их обуться.
Обувью древним грекам служили сандалии, которые подвязывали к ногам переплетенными ремнями. Само слово «сандалии» в переводе с греческого означает «подошва, прикрепленная к ноге ремешками». Ремешки могли нарезаться из самой подошвы. Обувь на толстой подошве, которая привязывалась к ноге ремнями или закреплялась кожаными шнурами, называлась «крепиды».
Греки также носили «эндромиды» - высокую шнурованную обувь, в которой оставались открытыми пальцы ног. В эндромидах было удобно быстро передвигаться, поэтому ее носили охотники и участники состязаний в беге. Согласно древнегреческим мифам, эндромиды носили Артемида, Геракл, Дионис, фавны.
Древнегреческие актеры выходили на сцену в «котурнах» - обуви с очень высокой и толстой пробковой подошвой.
Греки первыми стали делать обувь для левой и правой ноги.
Женщины обувались в изящные сандалии из мягкой цветной кожи, чаще всего пурпурного цвета. Они были наряднее мужских, крепились к ногам ремнями с красивыми пряжками. Женщины также носили башмаки на шнуровке из красной кожи.

Прически и головные уборы в Древней Греции

Прически греки носили разные, обязательным был лишь уход за волосами. Густые пышные волосы считались главным украшением (Гомер называет греков «пышнокудрыми»). В более древние времена, до персидских войн, волосы заплетались в косички или связывались в пучок. Спартанцы вначале носили короткие стрижки, но после победы над агривянами стричься не стали. В Афинах и Спарте густые длинные волосы и борода являлись признаком мужественности и аристократизма, а короткие волосы указывали на низкое происхождение. С IV в. до н.э., при Александре Македонском, зрелые мужчины стали брить бороду, а волосы коротко стричь или завивать мелкими кудрями. Длинные волосы носили только мальчики до шестнадцати лет и старики.
Обычно греки не покрывали голову. Шапки или шляпы они надевали во время путешествий, на охоте или в непогоду. Войлочный пилеус имел форму конуса. Фригийская шапка была похожа на спальный колпак с загнутой вперед верхушкой, она завязывалась ленточками под подбородком.
Войлочная шляпа петас с плоской тульей и широкими полями, закреплялась под подбородком ремешком и могла болтаться на спине. По преданию, такой головной убор носил греческий бог Гермес.
Петас надевали эфебы - свободнорожденные юноши восемнадцати-двадцати лет, которые проходили подготовку к гражданской и военной службе. Позже петас носили римляне, а в средние века этот головной убор стал обязательной частью костюма правоверных иудеев. Носить его предписывали власти тех европейских стран, в которых жили евреи, - очевидно, чтобы напомнить людям, что у них временный статус.
У греческих женщин прическа должна была закрывать лоб: высокий лоб считался некрасивым. Укладывали волосы гречанки по-разному: зачесывали назад и собирали в пучок, закалывая на затылке; завивали по всей голове в локоны и поднимали вверх, подвязывая лентой; заплетали в косы и обвивали ими голову. Прически женщин гармонировали с их одеждой.
Гетеры носили более сложные прически, украшая их диадемами, золотыми сетками.
Голову женщины покрывали вуалью, ниспадавшей густыми складками, или повязывали большие пестрые платки. Во время путешествий голову защищала все та же шляпа-петас, а позже - плетеная шляпа.
В жаркие дни гречанки покрывали голову гиматием, а сверху прикрепляли соломенную шляпку.

древнегреческие женские причёски и головные украшения:

Украшения и косметика в Древней Греции

Гречанки тщательно следили за своей внешностью. Они пользовались косметикой - белилами, румянами, сурьмой; умащались благовониями и маслами. Тело натирали порошком мела, смешанным со свинцовыми белилами, чтобы придать ему белизну. Из растертых в порошок душистых цветов готовилась пудра. За лицом и телом своих господ ухаживали специальные рабыни, которые назывались «космет», что означает «приведение в порядок» (отсюда - слово «косметика»). Древние греки вовсю применяли массаж и гигиенические ванны, разные масла и мази для ухода за кожей и ногтями, средства для чистки зубов, окраски волос, ароматизации тела.
Ювелирное искусство Древней Греции приблизилось к совершенству. Женщины украшали себя изящными ожерельями из золота и серебра, браслетами, золотыми сетками для волос, цепочками, серьгами (часто в форме падающей капли), кольцами, перстнями с драгоценными камнями. Браслеты надевались на руки и на ноги. Прически украшались золотыми булавками. Но самым нарядным и дорогим украшением считалось ожерелье. Оно могло состоять из цепочки с нанизанными на нее жемчугом и драгоценными камнями. Гречанки пользовались металлическими зеркалами, зонтиками, опахалами из цветных перьев, костяными и металлическими гребнями.
В Древней Греции украшения носили только женщины. Мужчинам украшать себя считалось неприличным. В Спарте был даже издан закон, запрещавший мужчинам носить украшения.
Единственное, что позволяли себе греки, - это перстни. Вначале золотые и серебряные перстни с резными камнями служили печатью, но постепенно стали просто украшением, и мужчины стали носить их по несколько на одной руке. В Спарте мужчины носили только железные перстни.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян

 

 

Это интересно: