→ История столовых приборов. Познавательное занятие "история деревянной ложки" Из чего была сделана первая ложка

История столовых приборов. Познавательное занятие "история деревянной ложки" Из чего была сделана первая ложка

Конспект интегрированного занятия познавательно-эстетического характера для детей 5-6 лет «История ложечки»

Занятие содержит презентацию для воспитателей, смотрите в архиве (ссылка на скачивание конспекта и презентации в самом низу страницы).

Цель:

Устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

1. Обогатить представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки; о видовом многообразии однородных предметов (ложки разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику, функциям).
2. Развивать творчество и фантазию при изготовлении декоративных ложек.
3. спитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей.

Ход занятия:

Воспитатель:

Сегодня я предлагаю вам вспомнить и поговорить о знакомых предметах, которыми мы пользуемся на кухне.

Презентация «История ложечки»

Вопросы к детям по презентации:

Что делают люди на картине? (слайд 2)
- Чем они пользуются за столом?
- Как вы думаете, когда появились первые ложки?
- Зачем людям понадобились ложки и почему так много разных ложек? (слайд 3)

Рассказ воспитателя

Очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды (слайд 4). Со временем они научились вытачивать из камня инструменты (слайд 5), добывать и сохранять огонь. Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы (слайд 6), которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными (слайд 7). В них можно было хранить и варить еду (слайд 8), а горячую пищу можно было брать не руками, а глиняными дощечками, напоминающими ложку. Так появилась посуда, и самая первая ложка. Спустя много лет человек научился создавать посуду из разных материалов, для разных видов пищи и поэтому разной формы и размеров (слайд 9). В некоторых странах ложка так и не стала обычным столовым предметом, и люди едят там палочками – Китай, Япония (слайд 10), или руками – как в Индии, Казахстане, Киргизии (слайд 11)
- Посмотрите, какими разными могут быть ложки. Попробуйте догадаться, из какого материала они сделаны и для чего? (слайд 12)

Из металлов: серебра, золота, алюминия, нержавеющей стали (их так и называют – нержавейки); из пластмассы, из дерева (простые и расписные).

Ложечки разного размера и разной формы предназначены для разных блюд (слайд 13). Например для первых блюд, горячего супа, каши – столовые ложки (слайд 14). Для десерта – десертные (слайд 15), для чая – чайные (слайд 16), для острых специй – очень маленькие (слайд 17).

Как вы думаете, кто изготовил все эти ложки? (люди – мастера)
Воспитатель обращает внимание на посылку.
- Ой, чуть не забыла! Утром, к нам в группу почтальон принес посылку, интересно, что в ней?
Достает из ящика много-много разных ложек.
- Вот это подарок! Только все ложки перемешаны! Попробуем вместе разложить ложечки по их назначению.
На столе стоят подносы со схемами назначения ложек.
- Почему на этот поднос положили именно эти ложечки? И т.д.
- Как вы думаете, на какие ложечки потрачено больше времени, труда и любви мастера? (деревянные, расписные). Какие замечательные ложки изготовил мастер. А вы хотите превратиться в таких мастеров? (дети – да)
- Из чего в нашей группе можно сделать нарядные ложки? (из пластилина). Для того чтобы ложечки получились нарядными и красивыми нужно каждому «мастеру» очень-очень этого захотеть!

Лепка «Красивая ложечка»

(из целого куска пластилина с элементами декора)

Ложка – труженик простой,
Кран подъемный городской.
Набирай скорей на ложку
Кашу, суп или картошку.
Поднимай скорее грузы,
Отправляй их прямо в пузо.
Доедай все сам до крошки,
Чтоб быстрей бежали ножки,
Чтоб росли скорей ребятки
Словно овощи на грядке.
(И. Храмова)

Какие красивые ложечки у вас получились (выкладывают их на поднос).
- Ребята, а что можно делать такими красивыми ложечками: любоваться, есть, играть, как на музыкальных инструментах? Из пластилиновых?
- А какие ложечки могут легко превратиться в музыкальные инструменты? (деревянные, металлические)
- Да, деревянные или металлические ложечки легко могут превратиться в музыкальные инструменты.
- Попробуем сыграть? Возьмите деревянные ложечки правильно и поиграем на ложках, как музыканты.

Звучит народная музыка «Во поле береза стояла» и дети играют на ложках.

Воспитатель:

Ребята, что нового мы сегодня узнали? (что у ложечки есть история, что первые ложки делали из глины, что у современного человека много ложек разной формы и размеров, для разной еды, что ложки делают из разных материалов).
- Есть ли у вас любимая ложечка, для какой еды, из чего она сделана?
- Для чего человеку может пригодиться ложка? (любоваться, есть, играть как на музыкальных инструментах)
- О чем вы расскажете сегодня родителям?
- Мне было очень интересно узнать о ложке так много нового, а вам?
Спасибо!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад общеразвивающего вида № 10 «Родничок»

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

по познавательно-речевому направлению

в старшей группе «История ложки»

Кайсина Татьяна Вячеславовна,

воспитатель

Архангельск, 2016г.

Форма проведения – фронтальная.

Цель: устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

Обучающие:

  1. Расширять кругозор детей; закреплять знания детей о предмете – ложка;
  2. Научить детей видеть, понимать и применять по назначению ложку как предмет быта, игры, театрализованного реквизита;
  3. Учить ритмично играть на ложках; продолжать учить составлять описательные рассказы.

Развивающие:

1Развивать связную речь, творчество, инициативу, самостоятельность в выполнении заданий, зрительное и слуховое восприятие, память, музыкальный слух, чувство ритма.

Воспитательные:

  1. Воспитывать навыки взаимодействия в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, артистизм.
  2. Воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам, культуру общения со сверстниками.

Коррекционные:

  1. Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных (железо – железная, пластмасса – пластмассовая, дерево – деревянная и т.д.)
  2. Активизировать словарь: экскурсовод, экспонаты, расписные.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира
  2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Методы : наглядные, словесные, игровые.

Материалы к занятию:

Разные виды ложек; театр «Ложки» для сказки «Колобок», ширма, деревянные ложки; дидактическая игра «Составь узор на ложке; дидактическая игра «Какой? Какая? Какие?»

Технические средства : магнитофон, концерт ложкарей.

Методические комментарии:

Русские традиции и народное творчество – это неотъемлемая часть нашей истории, но в силу перемен в современном обществе всё более заметна утрата интереса к родной истории и традициям.

Данное занятие проводится фронтально, со всей группой детей.

Непосредственная образовательная деятельность состоит из трёх частей: вводной (организационный момент), основной и заключительной. Все части непосредственно образовательной деятельности тесно взаимосвязаны друг с другом, объединены одним сюжетом, что способствует поддержке интереса у дошкольников на протяжении всего занятия.

Перенапряжения детей во время занятия позволило избежать за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повысить у детей познавательный интерес. При построении НОД учитывала требования к структуре НОД: чёткость, красочность и компактность материала, логическая взаимосвязь частей НОД.

Организация детей: сначала дети сидят на стульях (стулья соответствуют росту детей) полукругом, после проведения физкультминутки (русская народная игра «Сахаринка»), дети проходят к стендам с экспонатами; затем переходят к центрам: театральному и творческому. Для активизации детей используется разный материал, смена действий.

Каждому ребёнку даётся возможность участвовать в занятии. Осуществляется индивидуальный подход. Длительность непосредственно образовательной деятельности выдержана в соответствии с СаНПиН, также возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста.

Программный материал подбирался в соответствии с требованиями.

Большое значение на планируемый результат оказывает правильно организованная предметно – пространственная среда, которая направлена на познавательную деятельность детей дошкольного возраста.

С большим интересом активное участие в подборе материалов принимали и наши родители. Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно – образовательному процессу.

В данном конспекте представлен познавательный материал в помощь педагогу. Данный материал на занятии даётся с учётом знаний детей. Мои воспитанники дома с родителями рассматривали энциклопедии, подбирали материал об истории ложки, пословицы и поговорки, загадки и стишки о ложке, поэтому во время занятия дети принимали активное участие.

Предварительная работа:

Рассказы, подобранные родителями, об истории возникновения ложек и об основных видах с подбором иллюстраций. Подбор загадок, стихов, пословиц, посвящённых ложкам. Ложковый театр. Выставка ложек, применяемых нами в быту. Занятия по изодеятельности «Ложки, ложки, ложечки…». Дидактическая игра «Составь узор».

Ход занятия:

  1. Организационный момент (1-2 минуты)

Дети заходят в группу, где сидят гости.

Проходите, пожалуйста. Вы не забыли сказать волшебное слово? Давайте посмотрим на гостей, друг на друга, подарим всем свои добрые улыбки.

Пройдите, пожалуйста, на стульчики. Садитесь удобно, чтобы стульчик был по вашему росту. Всем хватила стульчиков?

2. Основная часть: (22 минуты)

В: Были ли вы когда – нибудь в музее?

Д: Были. В музее деревянного зодчества Малые Карелы, в музее изобразительных искусств.

В: Что вы там видели?

Д: В малых Карелах деревянные дома, мельницы, амбары. В музее изобразительных искусств картины.

Физкультминутка:

Предлагаю сыграть в русскую народную игру «Сахаринка», которую мы разучили в музее «Малые Карелы».

В: Кто знакомит в музее с экспонатами?

Д: Экскурсовод. Он рассказывает о том, что есть в музее.

В: Сегодня мы пойдём с вами в музей «Ложки». Экскурсоводом у нас будет София.

Дети проходят к стенду где расположен мини – музей.

София: Давным-давно у людей не было ложек и они ели руками. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и тоже ломались. Первые ложки, похожие на современные, появились в Египте. Ложки украшали драгоценными камнями, наряжали. Ложки были только у богатых людей. У нас на Руси ложки появились во времена царя Алексея Михайловича. У богатых были золотые и серебряные ложки, а у бедных деревянные. Деревянные ложки некрасивые и люди расписывали их разными узорами.


Сейчас ложки есть у всех. Здесь представлены ложки сделанные из разных материалов: (стеклянные, железные, деревянные, пластмассовые). Дидактическая игра «Какой? Какая? Какие?» - если ложка сделана из стекла – она стеклянная, из железа – железная, из дерева – деревянная и т. д.

София: У меня есть большая деревянная ложка, она волшебная кто её возьмёт должен рассказать загадку, стишок или пословицу. Дети, передавая ложку друг другу, рассказывают стихи, пословицы, загадывают загадки

Дети проходят к театрализованному центру, где есть ложковый театр.

София: У нас в музее есть ложковый театр. Давайте возьмём ложки и посмотрим какие персонажи в нём есть и покажем сказку.

Д: Персонажи из сказки «Колобок».

Дети показывают сказку «Колобок».

Дети подходят к творческому центру.

София: Ещё у нас в музее есть мастерская «Иван-да-Марья».

В: Давным-давно, в глухой деревушке, жил-был парень Иван – деревянных дел мастер. Бывало заготовит он древесины из разных пород деревьев: из берёзы, осины, липы. Возьмёт в руки инструменты: топор, нож, резаки разные и давай мастерить. Умелые руки Ивана то табурет, то лавочку, то саночки, то кадку сладят. А вот из остатков дерева, из обрубочков, резал мастер ложки.

Уж такие у него замечательные ложечки выходили: большие и маленькие, лёгкие и тяжёлые. Были они беленькие с гладкими, тёплыми щёчками! Всем хороши ложки, да вот только сам мастер смотрел на них и вздыхал. Сделает ложку из обрубочка, все неровности, шероховатости снимет, да и уберёт с глаз долой, на полку – пылиться. Долго лежали, скучали ложечки.

Но как то раз заглянула на чаёк к Ивану Марья – девица Мастерица. А Марья очень рисовать любила. Увидала Марья, что у мастера на полках ложек видимо – невидимо. Позабыты они, позаброшены, лежат, скучают, от пыли, да от времени темнеют. Пожалела девица ложки. Украсила их узорами разными. Все ложки у Ивана преобразились, одна другой краше. Любо – дорого взглянуть, в руки взять.

Быстро разлетелась по округе молва о ложках деревянных – расписных. Понаехало народу со всех волостей и скупили у Мастера и Мастерицы все ложки.

И до сих пор они вместе ложки деревянные расписные мастерят, дружно живут и нас с вами в гости ждут!

В: Давайте рассмотрим ложки расписные. Что на них нарисовано?

Дети рассматривают узоры на ложках и рассказывают какие элементы узора они знают из какой росписи.

В: Ребята, мы с вами в мастерской Ивана-да-Марьи можем придумать свои узоры для ложек. Только сначала разогреем наши пальчики.

Дети делают пальчиковую гимнастику.

В: У вас на подносиках есть разные элементы, составьте узор.

Дети украшают ложки.

В: Какие вы молодцы! У вас получились разные узоры!

Звучит музыка в исполнении ансамбля ложкарей.

Дети подходят к музыкальному центру.

В: Ребята, ложки ещё использовались как музыкальный инструмент. Раньше, в деревнях, девушки и ребята играли в игры и использовали ложки, как музыкальный инструмент. Звучит музыка в исполнении ансамбля ложкарей, дети подыгрывают на деревянных ложках.

  1. Заключительная часть (2-3 минуты)

Спасибо, ребята сегодня вам за знания, которыми вы поделились с нами.

Вам понравилось узнавать что – то новое из истории ложек?

В: Вот и закончилась наша экскурсия по музею «Ложки». Спасибо нашему экскурсоводу Софии. Сейчас я вам предлагаю отдохнуть, вспомнить всё самое интересное, что вы узнали сегодня, можно подойти к тем стендам, которые вас заинтересовали и ещё раз посмотреть на экспонаты.

Елена Нешатаева
Беседа «История деревянной ложки»

История деревянной ложки

Цель : прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке .

Задачи :

Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.

Ведущий : Здравствуйте, дорогие друзья. Я рада вас приветствовать.

Я принесла вкусное, ароматное варенье и хотела бы вас всех угостить. Угощайтесь, пожалуйста!

Дети : А как?

Ведущий : Ах, я совсем забыла приготовить ложки . Мы ведь не сможем есть без них варенье!

Оказывается, ложка - очень важный предмет в нашей жизни, и без него невозможно обойтись. За завтраком или за обедом вы берете в руку ложку , и никто не задумывается, когда впервые появилась ложка и какой она была . А Вы, хотели бы узнать что-то интересное о ложках ?

Тогда я приглашаю вас отправиться в путешествие “В историю ложки ” Исстари русский народ считался хлебосольным. Самыми ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль.

И обед нам не обед,

Если к супу хлеба нет.

И не та на вкус картошка,

Если хлеба нет ни крошки.

Даже каша с хлебом краше,

Хлеб – кормилец, пища наша.

Чем же ели на Руси?

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая. (Ложка )

Давным-давно у людей не было ложек и они ели руками. Затем у них появились первые ложки , которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные , они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки . Эти ложки были тяжёлые , неудобные и тоже ломались. Первые ложки , похожие на современные, появились в Египте. Ложки украшали драгоценными камнями. Ложки были только у богатых людей. У нас на Руси ложки появились во времена царя Алексея Михайловича. У богатых были золотые и серебряные ложки , а у бедных деревянные . Деревянные ложки некрасивые и люди расписывали их разными узорами. Сейчас ложки есть у всех .

Ложками ели жидкую пищу , мясо – руками : вилок на Руси не было до очень позднего времени. Интересен сам обряда приёма пищи на Руси. После того, как еду зачерпывали из общей миски и клали в рот, ложку опускали на стол . Лишь тщательно прожевав пищу, человек снова брался за ложку и черпал ею из миски. Если же кто-то ел из миски, не выпуская ложку из рук , то он считался прожорливым.

Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу .

Делали ложки из разных пород деревьев : яблони, липы, рябины. При этом иногда первые этапы - раскалывание чурбана на баклуши (чурки, обтесывание баклуши вчерне - доверяли детям, а заключительные - скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку - мужчинам. Отсюда, кстати, пошло выражение "бить баклуши", которое первоначально означало : делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик , рашпили, резцы, тесло и нож. У опытного мастера процесс производства деревянной ложки , начиная с простейшей топорной заготовки - "баклуши", занимал 20 минут. Ложки получались легкими , удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой : расписные, вырезные. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари , ложечники”

С ложками на Руси было связано немало поверий. Например, до сих пор сохраняется примета, по которой добрая хозяйка всегда должна смотреть, чтобы на каком-то блюде не оказалось лишней ложки . Верили, что тогда придет незваный гость.

Ложки часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок : "Запасливый гость без ложки не ходит " или "Со своей ложкой по чужим обедам "

Деревянные изделия не только красивы - это экологически чистый материал. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси ели из деревянной посуды деревянными ложками и были здоровы до самой старости.

Особенно любили те ложки , которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. Такие ложки были праздничными , а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными , из простого дерева .

Игра «Виды ложек» :

Столовая, десертная, чайная, кофейная, ложка разливная , ложка соусная , ложка для сахара или икры , для оливок, барная, для заваривания чая

Сувенирные

Материал для изготовления ложек :

- деревянные , мельхиоровые, фарфоровые, пластмассовые, серебряные, алюминиевые, нержавеющая сталь, позолоченные

Однако это еще не все достоинства изделий из дерева . Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках .

Ложкарной столицей” России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится Нижегородской области. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.

Сегодня деревянная ложка - чаще всего просто расписной сувенир, однако и есть ими - большая радость.

(Просмотр видеоролика “Игра на ложках” )

Ведущий : На самый великий, светлый праздник Пасхи среди маленьких детей устраивались игры-забавы с ложками : “Пронеси воду в ложке” . “Пронеси яйцо в ложке” . Мы сейчас тоже с вами поиграем в игру “Пронеси – не урони”.

А теперь я спрошу вас :

1. Каши зачерпнет

И отправит в рот.

Сама не ест,

А людей кормит.

Кто такая?

2. Как называли специалистов по изготовлению ложек? ложечники

3. Как называется маленькая чурка, из которой изготовляют ложку ? баклуша

4. Слушайте внимательно и ответьте на вопрос, Что можно кушать ложкой ?

Я ложкой люблю есть пирожное .

Варенье, повидло, мороженое,

Рассольник и кашу, бульон и окрошку,

Вот сколько всего можно выхлебать ложкой !

5. Кроме еды, где еще используют ложки ?

Ведущий : У меня есть большая деревянная ложка , она волшебная кто её возьмёт должен зачерпнуть конфет и угостить всех ребят за плодотворную работу.

Была березовая чурка,

Валялась, где лежат дрова.

Потом из чурки вышло чудо,

Точнее не одно, а два.

Два чуда –

Две чудесных ложки !

Округлых, звонких расписных!

Чечетку даже без гармошки,

Я так отплясывал под них!

Бежали по дорожке, собирали ложки .

Ложки не простые , ложки хохломские

Вятские, смоленские, ложки деревенские .

Ложки сосчитаем , в ложки вам сыграем .

Ой, же – говори, заиграем ложкари .


Необходимость ложки люди поняли очень давно, именно поэтому ее начали использовать как столовый прибор уже в древние времена. Первые ложки были сделаны не из камня, как можно было предположить, а из обожженной глины, так как им не требовалась прочность, потому что ложками тогда ели мягкую пищу. Представляла она собой полушар с ручкой. В дальнейшем люди начали использовать различные материалы для изготовления ложек. В древней Европе они делались в основном из дерева. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Самый распространенный материал для изготовления ложки в Скандинавии и на Руси - древесина.

В Европе ложка появилась в средние века. Тогда ложки были в основном деревянными и роговыми. В XV веке приобрели популярность ложки из латуни и меди. Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота. Наиболее раннее упоминание о таких ложках относится к 1259 году. В число личных вещей английского короля Эдуарда I в 1300 году входили золотые и серебряные ложки, маркированные fleur-de-lis (название парижской мастерской). В Эпоху Возрождения в Европе были распространены так называемые апостольские ложки с изображением Христа и его учеников, которые зачастую дарили на христианские праздники. На апостольских ложках были изображены ученики Христа.

В период барокко ложка превратилась в произведение искусства. Изысканный стиль в архитектуре, дизайне, мебели, одежде и манерах не позволял ложкам оставаться с широкими ручками. Держать их требовалось всей ладонью, что, принимая во внимание наличие широких манжет, жабо, длинных воротников и вообще утонченный внешний вид владельцем, сделалось совершенно неудобным. Поэтому в первой половине XVII века ручка ложки удлинилась в несколько раз. Вообще мода не раз меняла форму ложки. Например, этикетное правило держать ложку тремя пальцами привело к появлению более широких и плоских ручек.

Общая черта всех ложек барокко (как и всего, окружавшего аристократию в это время) — необычайная пышность украшений и разнообразие форм рукояток (были ложки и в виде лотоса, и ракушки, и скрипки и т.п.). Пышный декор барокко не обошел и ложку. Ее украшали сложными эмблемами, цветочными и фруктовыми орнаментами, аллегорическими фигурами и т.п.

Открытие кофейных и чайных домов в XVIII веке привело к появлению новой посуды, необходимой для чая, кофе, горячего шоколада. Культура чаепития положила начало производству кофейных и чайных ложек и появлению новых правил этикета. Так, ложку при размешивании сахара нужно было легко придерживать двумя пальцами. Ложка, положенная гостем поперек чашки, означала, что чай доливать ему чай больше не нужно.

Рококо, изящный стиль, девизом которого было «жизнь — театральная ширма», открыл новую страницу в истории столовых приборов. Декор ложки теперь включал главный символ эпохи — маленькую изящно-воздушную раковину (именно от слова «раковина» и произошло название стиля). Принятие пищи превращается в театральную постановку, а это значит, что столовые приборы должны были стать достойной декорацией к ней. Появляются хрупкие, изощренно изогнутые чайные ложки, и миниатюрные ложечки для сахара, украшенные перламутром.

На смену рококо пришли строгие ясные формы нового Возрождения — классицизм выровнял изогнутые линии и лишил ложку излишков украшений времен барокко и рококо. Виньетки, игривые раковины и пузатые ангелочки уступили место ровным скрещенным шпагам и геральдическим мотивам (львам, грифонам, знаменам).

Несколько позже, когда, устав от четкости классицизма, Европа обратилась к своим средневековым корням, и в моду вошла неоготика, появились великолепные образцы ложек, имитировавших своих предшественниц позднего средневековья. Причем стилизация достигала такого высокого уровня, что копии с трудом можно было отличить от оригиналов.

В том же XIX веке вырос спрос на сувенирные ложки. Первые из них появились еще примерно в конце XVII — начале XVIII веков. Их родиной считается Фрисландия, историческая область на севере Нидерландов и один из центров Северного Возрождения. Здесь впервые ложки стали украшать изображениями реальных местных ландшафтов. В новом, XIX веке, такие ложки распространились по всем лавкам Европы. Именно в это время европейцы, в период средневековья путешествовавшие с образовательными целями, начали превращаться в туристов.

Около 1900 года в Европе и Северной Америке было произведено огромное количество подобных изделий с гравюрами исторических и ландшафтных достопримечательностей, видами городов и эмблемами государств. Излюбленным украшением стали портреты знаменитых людей.

Когда же ложка добралась до Руси-матушки?

В период царствования Алексея Михайловича у бояр столовая посуда была оловянная. О существовании столовых приборов, конечно, все знали, но эта атрибутика воспринималась исключительно как роскошь, поэтому ложки, вилки и ножи подавались только почтеннейшим гостям. Даже Иван Грозный за своим столом не имел ни персональной тарелки, ни ложки, а «пользовался ими от сидевшего подле него боярина». Поэтому шикарный пир с «заморской икрой» и изобилующим посудой столом в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» - выдумка режиссера, несоответствующая духу времени.

При Петре I почти у всех вельмож посуда была серебряная. У придворных Екатерины I зачастую и золотая. На одном из праздников графа Шереметьева в Кусково стол был сервирован на 60 персон исключительно золотой посудой. В середине стола стоял рог изобилия из чистого золота, украшенный вензелем императрицы из крупных бриллиантов.

Форма ложки постоянно менялась, пока в 1760 году не стала овальной и удобной в употреблении. Сейчас изготавливают огромное количество разнообразных ложек - разных цветов, размеров, форм, из различных материалов. Но стоит особое внимание уделить деревянной декоративной ложке с росписью, появившейся в 17 веке и получившей название по месту появления этого вида искусства - Хохлома. Красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, птицы, рыбы и звери... Традиционные цвета: черный (иногда зеленый) и красный на золотистом фоне. Конечно, хохломская роспись делалась не только на ложках, но и на другой посуде, которая стала символом России, как и матрешка. Такие ложки часто использовались и как музыкальные инструменты.

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля гласит, что «ложка бывает: межеумок, простая русская, широкая; бутырка, бурлацкая, такая же, но толще и грубее; боская, долговатая, тупоносая; полубоская, покруглее той; носатая, остроносая; тонкая, вообще тонкой, чистой отделки. Белая, т. е. некрашеная, из первых рук идет 9-18 руб. ассигнаций тысяча, осиновая и березовая; кленовая крашеная до 75 руб. ассигнаций тысяча. Ложки, у песенников, скоморохов кастаньетки, пара деревянных ложек, или надеваемых на пальцы кружков, унизанных гремушками».

На ложках также гадали. К примеру, в кадку с водой клали ложки по числу родственников, заметив, которая - чья. Затем взбалтывали воду. Утром смотрели: если все ложки в груде, значит, в течение года все останутся в семье; если чья-нибудь отстала, значит, именно этот член семьи в этот год покинет её (выйдет замуж, женится, переедет или умрет и т.д.). В качестве ритуального предмета русские крестьяне использовали ложку во время святочных гаданий - замораживали к Новому году воду в ложке: пузыри - к долгой жизни; ямка сверху - к смерти».

Деревянные ложки -
Постучи-ка немножко.
Хочешь - вальс играй,
А хочешь - суп хлебай!

Так на Руси существовал обычай: мужчине во время родов его жены вручали столовую ложку и заставляли есть смесь из горчицы, перца, хрена, соли, уксуса и сахара, чтобы тот почувствовал, каково приходится его жене. Ох и тяжко было наверно есть подобную баланду.

Не менее интересны ложечные приметы.

Если уронить ложку - придет женщина, если нож - мужчина.
Две ложки в одном соуснике - к свадьбе.
Ложку на столе после обеда забыть - к гостю.
Пролить соус из соусной ложки - накликать семейную ссору.
Нельзя стучать ложками - от этого «лукавый радуется» и скликаются на обед «злыдни».
Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ручкой на стол, а другим концом на миску: по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила.

Шотландские няньки всегда замечали, какой рукой ребенок в первый раз брался за ложку. Считалось, что если он сделает это левой рукой, он лишит себя удачи на всю оставшуюся жизнь. Это суеверие записал магистр Уилки: «Ложка играла заметную роль в обрядах восточных славян, олицетворяя собой конкретного члена семьи - живого или умершего... Ложки помечали, избегали пользоваться чужими, причем ложка мужчины подчас противопоставлялась остальным по размерам и форме; ее охотно применяли в народной медицине, полагая, что с помощью ложки умершего хозяина можно избавиться от родимого пятна, бородавки, нарыва, опухоли в горле и т. п.» В контексте представления о том, что ложка метафорически «замещает» своего хозяина, становится понятным смысл английского поверья о двух ложках в соуснике - они олицетворяют молодую чету.

При сватовстве если кто-то из сватающихся сумеет унести из дома невесты ложку, то сын будет в доме хозяин и его жена никогда не оставит. По истечении трех месяцев после их свадьбы ложку нужно подкинуть в дом к невесте.

Как оберег ложку использовали во время крещения ребенка, в тех случаях, когда крестная мать была беременной. Эта традиция жива до сих пор - во время крещения малышу дарят серебряную ложечку, напрочь забыв о таком атрибуте, как беременность.

Ну и как же не вспомнить игру на ложках! С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте и в обрядах. Использование инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию. Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, самоварные трубы, всё, что может издавать звук. Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента не установлено. Первые сведения о них появляются в конце 18 века, некоторые исследователи считают, что ложки возникли у русских в подражание испанским кастаньетам.

И напоследок, несколько пословиц о ложках.

Красна ложечка с похлебочкой, а не сухая. (русская)
Был бы мир пловом, а я - ложкой! (даргинская)
В один рот двух ложек не впихнёшь. (китайская)
Дорога ложка к обеду. (русская)
Каши мало, зато ложка большая. (малайская)
Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепёшкам. (русская)
Ложка дёгтя в бочке мёда. (русская)
Не клади свою ложку туда, где нет твоей миски. (абхазская)
Пустая ложка губы царапает. (осетинская)
Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать. (русская)
Состояние котла лучше всего знает разливная ложка. (лакская)
Что положишь в котёл, то и попадёт в ложку. (казахская)
Красна ложка едоком, лошадь ездоком. (русская)
Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдёшь (армянская)
Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама. (русская)

Знаете ли Вы что:

В Кембридже существовал обычай дарить деревянную ложку студенту, получившему самую низкую оценку на экзамене по математике. Традиция существовала до 1909 года (на фото как раз зафиксирована эта самая последняя ложка, которая сейчас хранится в одном из музеев университета).

В России тоже не отстают от Америки и тоже используют ложку для сдачи экзамена. Студенты Казанского университета в позапрошлом веке клали чайные ложки под книжный шкаф как залог удачного исхода экзамена. Помогало ли? Наверно да, если был такой обычай.

Когда Сальвадор Дали ложился спать, он брал в руки ложку, засыпал, и когда ложка падала, он просыпался и зарисовывал все, что увидел во сне. Надо сказать сны у него были очень неординарные.

Ложка и герб? Было и такое. Турецкий султан Урхан создав войско янычар, в качестве его герба утвердил ложку, которая должна была напоминать воинам, что воевать они обязаны за султанское вознаграждение.

Прекрасный выход придумали французы и именно для тех, кто не знаем меры в еде. По мнению французов без ложки никак не похудеть. Но надо использовать ложку несколько необычную: совсем недавно в Париже продавались столовые наборы из вилки с обломанными зубьями, совершенно тупого ножа и дырявой ложки.

На протяжении своего развития ложка постоянно претерпевала подчас кардинальные изменения, зависевшие как от изменения моды на одежду, так и от перемены стиля жизни вообще. Но как бы там ни было, ложка остается, по сей день, незаменимым предметом в повседневной жизни человека.

Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоядки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоядки подвешивают .

В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого что размеры ложек разные возникает впечатление чередования звуков по высоте.

Происхождение и история

С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию, что существовало у всех народах мира с древности.

Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари устойчивую музыкальную функцию приобрели коса и пила.

Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце XVIII века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. Некоторые исследователи предполагают, что ложки возникли у русских в подражание испанским .

То что инструмент бытовал задолго до конца XVII в. косвенно свидетельствуют лубочные картинки, относящиеся к XVIII — XIX векам. Например, изображены ложки в руках потомственных скоморохов Савоськи и Парамошки. Их инструменты снабжены . Под другой картинкой, изображающей козу и медведя есть надпись Медведь с козою прохлаждается, на музыке своей забавляются. Медведь шляпу вздел, в дудку играл, а коза сива в сарафане красивом — с рожками, и с , и с ложками скачет, и в присядку пляшет.

В XIX — XX веках ложки широко бытовали в хорах песенников и ансамблях русских народных инструментов в качестве эффектного номера с элементами трюкачества. Игра на ложках достигала в прошлом веке высокого мастерства, о виртуозах-ложечниках сохранились в литературе весьма восторженные отзывы. Ложечники выступали соло, сопровождали пение и пляски, а также входили в состав различных ансамблей.

Необычайный успех ложечников , привлеченных в начале ХХ в. в состав оркестров русских народных инструментов, привел к тому, что мастерские по производству музыкальных инструментов стали изготовлять модернизированные металлические ложки с и . Такими ложками пользовались как маленькими их держали в руке и по мере надобности встряхивали ими. Подобного рода ложки находили применение в полковых хорах.

В наше время ложки узаконили свое место не только в домашних ансамблях и самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене.

Игра на ложках, техника игры

Существует множество приёмов игры на ложках. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной «наковальней» по которой бьют третьей ложкой. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок.

Иногда, при игре между пальцами левой руки выпуклостями полушарий наружу зажимают 3 ложки, расходящиеся веером. За голенище сапога левой ноги засовывают четвертую большую ложку. В правую руку берут пятую ложку, которой и производят удары скользящий — по трем ложкам левой руки и сильный, отрывистый — по ложке, находящейся за голенищем сапога.

Видео: Ложки на видео + звучание

Видео с этим инструментом очень скоро появится в энциклопедии!

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

 

 

Это интересно: