→ Текст к презентации "мода сороковых годов". Мода и стиль времен второй мировой войны Какие платья носили в 40 е годы

Текст к презентации "мода сороковых годов". Мода и стиль времен второй мировой войны Какие платья носили в 40 е годы

Твитнуть

Класснуть

Мода сороковых годов диктовалась не модными домами и дизайнерами, а суровыми условиями, в которые были поставлены почти все страны мира.

В 1939 году началась мировая война и с этого момента промышленность (в том числе и легкая) начинает работать на обеспечение фронта. Ткани становятся дефицитом, в частности, существовал запрет на использование хлопка, шелка, кожи не для военных нужд. В результате этого, в крое женской одежды 40-х годов господствует минимализм и отсутствуют какие бы то ни было декоративные элементы, драпировки и прочие детали, требующие дополнительного метража ткани.




Двумя основными стилями одежды того времени стали спортивный стиль и стиль милитари.

Цветовая гамма не отличалась разнообразием: черный, синий, серый, хаки. Из принтов иногда можно было встретить горох или мелкий цветочек.

Очень распространенными элементами одежды стали:

Юбка-карандаш - очень узкая юбка длинной чуть ниже колена.



Платье-рубашка - невероятно практичная вещь. Часто дополнялась поясами, ремнями, хлястиками, большими карманами.

Белые воротнички и манжеты. Использовались для каких-либо мероприятий, когда хотелось выглядеть более нарядно и красиво. Ткани на белую блузку могло и не хватить, поэтому воротнички и манжеты, пришиваемые к платьям или цветным блузкам, стали настоящим спасением для таких случаев.

Обувь представляла собой огромный дефицит. Промышленность предлагала только дерматиновые туфли на деревянной подошве.

Головные уборы. Шляпки с начала сороковых годов стремительно уменьшались в размерах, а потом и совсем исчезли из гардероба. На смену им пришли шарфы, платки и береты.



В моде были вязаные вещи и аксессуары.


Косметика практически исчезла с прилавков магазинов. Губная помада стала непозволительной роскошью. Исключение составила столько Америка, страна, на территории которой войны не было, и которая в экономическом плане пострадала значительно меньше России и Европы. В Америке модницы могли купить и пудру, и помаду, причем последняя была различных, часто довольно ярких оттенков.

В свадебной моде прослеживались все те же тенденции. Платья шили короткие, с минимумом деталей. Часто можно было увидеть невест в простых костюмах, платья белого цвета были редкостью. Исключением опять же стала Америка, где свадебные платья по-прежнему оставались длинными, белыми, дополненными длинной фатой.




После окончания войны, когда экономические условия постепенно начнут улучшаться, мода снова станет занимать важное место в жизни женщин. В 1947 году Кристиан Диор выпустит свою первую коллекцию платьев, ознаменовав этим начало новой эпохи в моде. Но это будет уже в 50-ые годы.

Начало 40-х годов прошлого столетия было омрачено войной и тяжелыми социальными потрясениями, поэтому развитие культурных явлений, и моды в их числе, диктовалось суровыми обстоятельства. В это время менялись не только взгляды людей на одежду и подачу себя с ее помощью, а и мировоззрение общества.

40-е годы ХХ века ознаменовались подъемом промышленного производства, что вернуло в моду практичность и долговечность вещей. Кроме этого, с 1940 года существовал запрет на чрезмерное использование хлопка, кожи, шелка не для военных нужд. На приобретение вискозы были выделены специальные купоны, из-за чего много людей стали перешивать старую одежду дома собственными руками. Таким образом, минимализм вынуждено стал главным трендом, а отсутствие сложного декора и драпировок – главными особенностями моды пятого десятка ХХ века. Ткани все время не хватало, поэтому длина юбок с каждым годом становилась все короче. Кроме этого действовал регламент, который обозначал количество ткани, которое можно потратить на производство той или иной вещи. Для пошива пальто можно было использовать до 4 метров ткани, а для блузки – до 1 метра. Натуральные ткани все чаще стали заменять искусственными, так как на них не существовало существенных ограничений.

Если говорить о доминантном значении определенных тенденций в современном понимании этого слова – это будет стиль милитари. Основным женским нарядом стал костюм лаконичного кроя с укороченной юбкой. Жакет имел квадратные плечи с подплечниками, воротники и манжеты были исключительно белыми, а ремни делали похожими на армейские. Самым модным цветом стал хаки, а ткани выбирали предпочтительно с мелким рисунком. Появилась новая модель одежды – платье-рубашка, а также дизайнеры впервые предложили женщинам спортивный стиль. Акцент делался на талии с помощью ремней, которые затягивались на платьях или широкоплечих пиджаках. Таким образом, общий облик больше напоминал военную форму, чем женский наряд.

Во второй половине 40-х ситуация кардинально изменилась. С окончанием войны перестал действовать регламент на допустимое количество ткани. Общество устало от стиля милитари, который долгое время доминировал во всех сферах жизни. Дизайнеры вернулись к удлиненным широким юбкам и платьям, свободным блузам, воланам и декоративности в общем. В правильное время на модную арену вышел Кристиан Диор, который предложил женщинам именно то, чего они хотели.

Аксессуары в 40-х тоже пережили ряд изменений. Элегантные маленькие шляпки скоро исчезли из гардеробов модниц, а им на смену пришли широкополые шляпы и тюрбаны. Объемные шляпы придавали завершенности минималистичному образу. Очень часто стали носить тюрбан. Главной целью было полностью спрятать волосы, с чем тюрбан успешно справлялся. Тюрбан шился из остатков ткани и для его изготовления не требовались специальных инструментов, что делало головной убор доступным для большинства. Из-за нехватки кожи в моду вошли туфли на толстой пробковой подошве, которые популяризировались благодаря бразильской актрисе Кармен Миранде. Косметика на некоторое время исчезла с прилавков, из-за чего женщины стали использовать всевозможные материалы для ее замены.

В начале 40-х годов ХХ века модные тренды диктовались не дизайнерами и стилистами, а социальными потрясениями и экономическими обстоятельствами, что не могло не отобразиться на стиле, который был популярен в это время. Из-за нехватки ткани юбки становились уже и короче, а блузы – приталенными. Женский образ все больше напоминал военную форму. Декорировать образ получалось только благодаря аксессуарам, на которые не распространялись столь жесткие правила. Но в то же время пятую декаду ХХ века смело можно назвать десятилетием контрастов. Если в 1940-1945 годах доминировал стиль милитари, то сразу после окончания войны в моду вернулись корсеты, широкие и длинные юбки, свободные блузы и воланы. Такой контраст подтверждает функцию моды как социального явления реагировать на ситуации, которые происходят в окружающем мире.


Во время Первой мировой войны, несмотря на экономические трудности во многих странах Европы, жизнь в тылу текла почти по-прежнему. Женщины привилегированных слоёв общества наряжались, и Дома мод продолжали свою работу. В письмах военных лет, сохранившихся до сегодняшнего дня, можно в этом легко убедиться, так как женщины описывали развлечения и свои приобретённые наряды.


Иначе обстояло дело во время Второй мировой войны. В эти годы боевые действия охватили огромные пространства Европы. Жизнь многих была в опасности, экономические трудности постигли почти все страны. В связи с военными действиями производство гражданской одежды почти прекратилось. Многие женщины надели мужскую военную форму и стали в ряды защитников своего Отечества.



Женская одежда претерпела значительные изменения, хотя крупных переворотов в моде 40-х годов не произошло, но явно обозначился мужской стиль. Гражданская одежда дополнялась военными деталями – поясами, пряжками, эполетами, накладными карманами. Женщины научились быть бережливыми, становились каждая для себя дизайнером. Возникла привычка ходить с непокрытой головой или, по крайней мере, надевать на голову шарф, скрученный в виде тюрбана.


Одежда с начала сороковых до 1946-го года укорачивалась и расширялась в плечах, талия была чётко обозначена. Тонкая талия подчёркивала хрупкость и изящество, ведь даже в военной форме женщина оставалась женщиной.



В женских туалетах талию стягивали широким поясом, создавался контраст широких плеч, юбки-солнце и тонкой талии. Плечи расширялись буфами или специальными прокладками, которые назывались «плечиками». В пальто для того, чтобы подчеркнуть горизонтальную линию плеч, иногда полностью отсутствовали воротники, даже в зимних пальто и шубах.


На летних платьях появились короткие рукава-«крылышки». Рукав кимоно, который в то время называли «летучая мышь», для чёткого сохранения объёма и широких плеч выполняли на подкладке.



Популярными деталями в моде 40-х стали разнообразные карманы, особенно большие, а также воротники, концы которых доходили до середины лифа. Костюмы были с очень длинным жакетом, часто приближенным к мужским пиджакам, и тоже с широкими плечами, и короткой юбкой. Особенностью 40-х было ношение жакета не только с юбкой, но и с обычным пёстрым платьем.


Популярны были юбки – солнце-клёш, плиссированные, гофрированные. Особым предпочтением пользовались драпировки, сборки, клинья, складки, плиссировки. Вечерние туалеты, а таковы были, представляли собой длинные юбки в пол, обтягивающие бёдра и расклешённые внизу, узкие рукава из кружев, обнажённые плечи или рукав кимоно. Брюки вошли в повседневное употребление, так как чулки были просто роскошью.



Силуэт видоизменялся – его форма могла быть прямоугольная, чаще эта форма относилась к пальто; в виде двух треугольников, вершины которых соединялись вместе на линии талии (пальто и платье); в виде квадрата (жакет костюма-квадрат с узкой короткой юбкой-карандаш). В этих силуэтах подчёркивались длинные тонкие ноги с обувью на толстой подошве (платформе) из пробки или дерева, туфли на высоких каблуках, а также спортивные туфли на плоской подошве или ботинки с голенищами. Такая форма силуэта продержалась до 1946 года.


Женщинам настолько понравились эти геометрические линии, что переход к более плавным и естественным линиям после 1946 года был для многих непрост. В некоторых странах, особенно сильно пострадавших во время войны, пальто шили из шерстяных или даже хлопчатобумажных одеял.


Нарядные платья и даже бельё шили из парашютного шёлка. Упавшие парашюты были идеальной тканью для создания красивых платьев. И первыми, кто придумал их использовать, были французские и немецкие женщины, хотя за подбор парашюта в Германии было предусмотрено строгое наказание.



Шерсть, кожа, нейлон и шёлк в 40-е годы были стратегически важными материалами. Именно поэтому, когда в фашистской Италии не хватало кожи, появились пробковые каблуки на туфлях от , которые так любила подруга Адольфа Гитлера .


Была ли бижутерия во время войны? Непременно. Те, кто мог позволить себе многое, даже во время войны, носили золотые, серебряные цепочки – это было самым модным украшением, а кто имел стеснённые обстоятельства – простые металлические цепочки.


Всеобщей любовью у женщин 40-х пользовались броши и клипсы. Свои наряды женщины украшали сами – кто бахромой из ниток, вытянутых трудно даже сказать из какого изделия, кто вышивал ангорской шерстью, а кто искусственными цветами. Цветы, цветы, сеточки для волос, связанные своими руками, именно они выручали женщин в те трудные военные годы. Сеточками украшали и волосы, и шляпки.



Особенно высокого мастерства достигли эти вещи в Польше. Пуговицы в 40-е годы тоже были особенные – обтянутые той же тканью, что и ткань платья (где найти одинаковые пуговицы в то время). Платья для визитов имели множество таких мелких круглых пуговиц. Сумки женщины носили на ремне через плечо, иногда сами их шили из того же материала, что и пальто. Мех был редкостью. Но те, кто мог его позволить, непременно носили. Особенно любили меховые муфточки.



Качественные материалы во время войны в странах Европы исчезли, производства перешли на изготовление стратегически важной продукции и, конечно же, оружия. Поэтому в 40-е годы особенно были модны комбинированные изделия – ткани и мех из старых запасов, ткани разных фактур и цвета, стала модна тюль для нарядных платьев. Ведь для того, чтобы появиться на вечернем торжестве, можно было пожертвовать своей роскошной занавеской.


Женщины старались найти возможности и проявляли необычную смекалку и фантазию, кто на что способен. В одном все были едины – в цвете. Многие носили тёмные цвета, основной цвет был чёрный. Самым модным было сочетание чёрного с жёлтым, белый цвет почти исчез.


Однако вопреки всем несчастьям человек, как травинка к солнцу, тянется к жизни, к любви. И это подтверждают песни военных лет, музыка, поэзия, кинофильмы.



В России, а тогда в Советском Союзе, мало было возможностей позволить себе из того, что сказано о моде 1940-1946г.г., в основном были «телогрейки», гимнастёрки, короткие юбочки со встречными складочками, затянутые военным ремнём, платок на голове или шапка-ушанка, грубые сапоги и желание победить. Единственное, что возможно было девочкам 40-х, это надеть своё любимое довоенное платьице и закрутить свои волосы в локоны, модные в то военное время. И каково было счастье во время малой передышки на фронтах нашей Родины, когда была возможность баянисту растянуть меха своего друга-баяна, а нашим девочкам (нашим бабушкам и прабабушкам) пуститься в пляс, или услышать слова песен, согревающих душу.



…И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза…
Пой, гармоника, вьюге назло.
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.



А одеваться в стиле военных 40-х годов женщины России стали только после войны, в то время, когда Диор предложил женщинам Европы свой . В это время в России появились первые журналы мод, привезённые из Европы жёнами советских офицеров. Появились те комбинированные платья, которые практичные немки и австрийки шили в военные 40-е, горизонтальная линия плеч с «плечиками» или, как у нас они назывались, «липы» (липовые плечи). После войны наши молодые бабушки доставали из старого гардероба всё, что у них осталось, перешивали, комбинировали, вышивали.



Самая опустошительная война в истории Европы была закончена…


Мода вопреки утверждениям, что она независима от политики, имеет непосредственное отношение к ней. Здесь можно привести слова известного французского писателя Анатоля Франса – покажите мне одежду определённой страны, и я напишу её историю.






Мир находился на пороге Второй мировой войны. Милитаризация общества вновь оказала влияние на моду. Также как и во времена Первой мировой, силуэты одежды стали заметно меняться. С конца 30-х главной стилеобразующей деталью становятся подкладные плечи, увеличивающиеся с каждым годом. В 1940-е годы массивные подплечики обязательны как для женской, так и для мужской модной одежды . Кроме того, в одежде появляются детали, характерные для стиля милитари и спортивного направление - накладные карманы, кокетки и глубокие складки на спине, хлястики и погончики, в моде перепоясанная талия. Женские юбки становятся короче, чем в 1930 е годы, преобладают слегка расклешенные и заложенные складками модели.


В европейской женской моде 1940-х годов очень популярны элементы тирольско-баварского костюма и карибо-латинские и испанские мотивы. В моде рукава фонарики, характерные для тирольских и баварских платьев, тирольские шляпы, напоминающие охотничьи, андалузский горошек, маленькие жакеты болеро, миниатюрные шапочки, в стиле испанских тореадоров, баскские береты, тюрбаны как у кубинских работниц с плантаций сахарного тростника.

В 1940-м году советская мода сближается с европейской. Политики боролись за сферы влияния и делили между собой мир, отнимая территории у одних государств и, отдавая их другим, а мода , как ни странно, извлекала пользу из этого жестокого процесса, в очередной раз, доказывая, что она является частью глобального мирового процесса, и ей не нужны границы. Благодаря присоединению к СССР Западной Белоруссии, Западной Украины, входивших в состав Польши, возвращению Бессарабии, являющейся в тот момент частью Румынии, Выборга, являвшегося территорией Финляндии, стран Прибалтики, на советском пространстве произошло обновление и расширение такого понятия как мода.

Для СССР государства, в которых лёгкая промышленность была достаточно высоко развита, в области моды явились своеобразной струёй свежей крови, советские люди получили больший доступ к информации о модных мировых тенденциях. Во Львове, славящемся отличными портными и обувщиками, в Вильно, и особенно в Риге, которую в то время даже сравнивали с западноевропейскими городами, называя «маленьким Парижем», можно было свободно купить хорошую модную одежду . Рижанки всегда славились особой элегантностью. В Риге было немало модных салонов, издавались качественные журналы мод, информирующие о модных мировых тенденциях. В Прибалтику приезжали за хорошей обувью, бельем, мехами и французскими духами. Советские актрисы везли с гастролей модные вещи. Львов также был наполнен товарами. Оттуда привозили великолепные ткани, меха, драгоценности, кожаные сумки и обувь.


В этот период советские модницы шагали наравне с европейскими модами и носили подкладные плечи, сильно расклешенные вещи в талию, длиной чуть за колено, блузки с рукавами-фонариками, надетые с сарафанами, высокие шляпы в тирольско-боварском стиле, а в подражании стилю испанскому и латиноамериканскому – безумно популярные платья и блузки в горошек, береты и тюрбаны. Тюрбан настолько пришелся по вкусу советским женщинам, что те, кто не могли купить готовое изделие, просто-напросто подвязывали сложенную полоской косынку на особый манер, кончиками наверх, сооружая на темени крупный узел, таким образом, получалось нечто, имитирующее подобие вышеупомянутого головного убора. Также в моде разнообразные фетровые шляпы и шляпки с вуалями, миниатюрные кожаные или шелковые сумочки-конверты, в 40-е годы стали носить небольшие сумочки через плечо на длинном тонком ремешке.

В СССР в это время очень популярны оригинальные или стилизованные испанские и латиноамериканские песни в исполнении Клавдии Шульженко, Изабеллы Юрьевой, Петра Лещенко. И хотя песни в исполнении Петра Лещенко в Советском Союзе не звучали, так как бывший подданный Российской Империи после революции оказался на территории, отошедшей к Румынии, его пластинки окольными путями попадали на отечественные просторы, в основном из Бессарабии, с Западной Украины и Прибалтики, включенной в 1940 году в состав СССР.


В вечерней моде главенствовало романтическое направление. Для модных вечерних и нарядных платьев 40-х годов характерны слегка расклешенные юбки, декольте, плотно прилегающий лиф, или лиф с драпировкой, небольшие рукава фонарики. Чаще всего вечерние туалеты шились из креп-сатина, файдешина или плотного шелка, креп-жоржета, креп-марокена, бархата, панбархата и паншифона, отделывались кружевом и аппликациями из цветов, бисером. Очень распространены белые кружевные воротнички. Главным дополнением выходного туалета считалась горжетка из чернобурой лисы. Из украшений особенно популярны были бусы и крупные брошки.


В начале 1940-х годов очень модными становятся расширяющиеся книзу пальто из габардина с большими подкладными плечами, часто с рукавом реглан. Кроме того, популярны двубортные пальто и пальто приталенных силуэтов с поясом. Советские модели верхней одежды того периода соответствовали мировым модным тенденциям. Кроме габардина в СССР пальто шили из шерсти бостон, корда, коверкота и из самых распространенных тканей тех лет - фуле, драпа, драп-велюра, ратина, сукна и бобрика.


1940-е - это время обуви на платформе и танкетке. Женщины всего мира предпочитали носить подобную обувь. Очень модной моделью были туфли с открытыми носком и пяткой, на высоком каблуке, имеющие платформу под носочной частью. В СССР такой обуви практически не было, носить модную «платформу» могли лишь избранные, большинство платформ в те времена выстругивались кустарным способом из дерева, а затем на них набивались хлястики или союзки из ткани или обрезков кожи. Получалось что-то наподобие модной обуви. Одной из самых распространенных моделей женской обуви 1940 х годов в нашей стране были полуботинки со шнуровкой на небольшом каблучке и туфли лодочки.

Зимой модницы мечтали достать ботиночки, именуемые «румынкими», опять-таки на небольшом каблуке, со шнуровкой, но внутри на меху, а снаружи отделанные меховой оторочкой. Почему их называли «румынками» неизвестно, возможно, в 1940е годы, такая модель обуви пришла в советскую страну из присоединенной Бессарабии. Но, зачастую, и женщинам и мужчинам приходилось довольствоваться валенками, или популярными в это время бурками – теплыми высокими сапогами с голенищем из тонкого войлока и низом отделанным натуральной кожей.


Хорошая обувь была дефицитом, да и стоила недешево, поэтому на ногах у советских женщин часто можно было увидеть грубоватые модели, мало похожие на элегантные туфельки из журналов мод . Фильдеперсовые чулки со швом, фетиш 40-х годов, достать было очень трудно, а цены на эти чулки были просто нереальными. Чулки являлись таким дефицитом, и таким объектом мечтаний, что женщины рисовали на ногах карандашом шов и пятку, имитируя чулок на голой ноге. Правда, во время Второй мировой войны, такие проблемы были во многих Европейских странах. В СССР альтернативой вожделенным чулкам стали белые носочки. Девушка в платье с подкладными плечиками или рукавами-фонариками в белых носочках и лодочках на маленьком каблучке или босоножках – своеобразный символ эпохи 40-х.

Короткие, уложенные волнами волосы, столь популярные в 1930-е годы, в 1940-е постепенно выходят из моды , делать их самостоятельно было сложно, многие парикмахерские в этот период закрылись. Женщины стали отращивать волосы, потому что из длинных волос сделать прическу без посторонней помощи было проще. В мировой моде утвердились завивки из длинных волос, валики и укладки кольцами, выложенные надо лбом, а также всевозможные прически с косами. Самыми распространенными прическами военных лет у советских женщин были – валик надо лбом и пучок сзади, часто покрытый сеткой, или валик и подкрученные марсельскими щипцами или подколотые сзади волосы, а также, так называемые, бараночки из кос и корзиночка – две косички, у которых кончик одной закреплен за основание другой. Модными запахами 40-х годов, являлись всё те же «Красная Москва», «Ландыш серебристый» и «Кармен», а косметическая продукция ТЭЖЭ, неизменно пользовалась огромным спросом.


Журналы мод в СССР продолжали выпускать и в военные годы. Модную одежду сороковых годов можно было увидеть в «Журнале мод», «Моделях сезона», «Модах» и пр. Но, если говорить именно о моде, то эта грань присутствовала в жизни сравнительно небольшого круга людей, мода была доступна далеко не всем, да и проблема «модно или не модно» не очень-то волновала советских граждан. Большинство было озабоченно мыслями о том, чтобы достать хоть какую-то одежду, скопить денег на покупку насущных вещей. Быт был очень тяжелым и неустроенным. Если жители столицы и крупных городов, жили в условиях дефицита и преодолении трудностей, мало интересуясь модой, то для глубинки понятие моды было чем-то непонятным, далеким и малозначимым.


С середины 1930-х годов магазины в крупных городах стали более-менее наполняться товарами, но в мелких населенных пунктах изобилия по-прежнему не наблюдалось. Уровень товарного дефицита в различных местностях СССР сильно различался. Наименьшим дефицит был в Москве и Ленинграде, из союзных республик - в Прибалтике. Каждый населённый пункт СССР был отнесён к определенной «категории снабжения», а всего их существовало 4 (особая, первая, вторая и третья). Поток иногородних покупателей в Москву постоянно нарастал. У крупных универмагов вырастали огромные очереди.

В советской периодике 1930-х можно было прочитать статьи представителей розничной торговли, сетовавших на то, что покупатели в основном интересуются недорогой продукцией, а, например, шелковые платья, которые фабрики поставляют в магазины, им не по карману, а также рассказывающих о проблемах некачественного шитья на швейных предприятиях, из-за чего нередко приходилось отдавать полученные магазином вещи на доработку в кооперативные артели. Кроме того, из публикаций следовало, что продавцы самостоятельно заказывали партии одежды в кооперативах и лично договаривались о фасонах, заказываемых моделей.


С началом войны в СССР стали закрываться, магазины, модные ателье и другие учреждения, связанные с индустрией моды и красоты. Вскоре на территории СССР вновь была введена карточная система распределения товаров, обусловленная военным временем. Масштабы разрушений и бедствий были такими, что казалось, зарождающаяся советская мода больше не возродится. Война быстро наложила отпечаток на внешний облик людей. Сотни тысяч девушек и юношей, попавших со школьной скамьи на фронт, просто не успели узнать, что такое мода, им пришлось облачиться в военную форму. Многие оставшиеся в тылу женщины выполняли тяжелую и грязную работу вместо ушедших на фронт мужчин - рыли окопы, работали в госпиталях, тушили зажигалки на крышах домов. Вместо модной одежды в женскую жизнь вошли брюки, телогрейки и кирзовые сапоги.


На исходе войны, в 1944 году, советское правительство решило содействовать возрождению моделирования модной одежды в стране и открыло в Москве дом моделей на знаменитой еще с ХVIII века «улице моды» - Кузнецкий Мост, дом № 14. Начался новый важный этап в истории советской модной индустрии. Разрабатывать новые модели одежды для советских людей должны были лучшие художники-модельеры страны, а швейные фабрики собирались обязать производить продукцию не по собственному усмотрению, а только по лекалам самых успешных модельных образцов. Такое намерение было еще в конце 1930-х годов, но война помешала осуществить все это на практике в масштабах страны.

СССР намеревался продемонстрировать миру преимущества централизованной социалистической экономики. Было решено, что перспективное развитие моды должно быть связано с ансамблевым моделированием, предполагавшим создание единой концепции костюма. В те тяжелые военные годы, когда весь мир испытывал трудности в сфере легкой промышленности, идея ансамблевого моделирования была крайне странной, так как её реализация требовала значительных финансовых вложений. Государственный подход к развитию моды в стране открывал перед властью перспективу контролировать, во что одевается население, регулировать модные тенденции, противопоставляя советскую моду буржуазной. Перевод на мирные рельсы легкой промышленности страны, работавшей почти целиком на нужды армии, был неизбежен. Нужно было начинать осваивать выпуск швейными фабриками бытовых вещей.


Единая централизованная система моделирования одежды в СССР создавалась постепенно и прошла в своем развитии несколько основных периодов. На первом этапе, в 1944 – 1948 годах, функционировало лишь несколько региональных Домов моделей в крупнейших городах, среди которых ведущее место занимал Московский Дом моделей (МДМ). Кроме Москвы, в 40е годы Дома моделей были открыты в Киеве, Ленинграде, Минске и Риге. В конце войны у государства, ратовавшего за возрождение моделирования одежды, не было средств на моду. Поэтому Московский Дом моделей (МДМ) был обязан работать на принципах самоокупаемости. Планировалось, что швейники будут заказывать и оплачивать МДМ конструирование моделей модной одежды , внедряемых на фабриках. Но предприятия не хотели что-либо заказывать, им было выгодней пускать на поток допотопные модели собственного изготовления, сделанные по старым лекалам, тиражируя тем самым вышедшую из моды, некачественную продукцию. Ситуация усугублялась высоким спросом – любая более-менее дешевая и практичная одежда раскупалась мгновенно. Кроме швейных фабрик пошивом одежды занимались многочисленные артели, выпускавшие дешевую продукцию невысокого качества, которая из-за дефицита пользовалась неизменным спросом. Так что преимущества централизованной социалистической экономики перед капиталистической, были весьма сомнительны.


Московский дом моделей был обязан в инициативном порядке разрабатывать и предлагать швейникам новые модели одежды, работая себе в убыток. Поскольку моделирование оказалось убыточным, главным источником существования стали заказы структуры под названием Главособторг. МДМ не только разрабатывал новые модели модной одежды , но и шил их малыми партиями, которые затем успешно реализовывались через коммерческие магазины столицы и образцовые спецунивермаги, появившиеся в стране ещё в 1930е годы. Постановление о широком развертывании сети коммерческих продовольственных магазинов, промтоварных универмагов и ресторанов Главособторга было принято СНК СССР 18 марта 1944 года. Необходимость этой меры объяснялась заботой об улучшении снабжения советских трудящихся, а точнее, отдельных их представителей. В постановлении говорилось, что работники науки, техники, искусства, литературы, а также высший офицерский состав Красной армии располагают значительными денежными средствами, но при существующей системе нормированного снабжения не имеют возможности покупать высококачественные товары в нужном им ассортименте, а в открывавшихся коммерческих магазинах и образцовых универмагах они могли приобрести их в пределах норм отпуска в одни руки. В оборот выпускались также лимитные книжки, талонами которых можно было частично расплатиться в коммерческой сети.



Женская суть не была бы таковой без постоянных изменений в настроении и во внешнем облике. Стиль одежды служит не только впечатлению о вашей внешности, но и налагает определённый отпечаток на манеры.
Согласитесь, что в тот день, когда вы надеваете изящно-женственное платье в стиле ретро, вы будете чувствовать себя совершенно не так, как в тот день, когда натягиваете на себя ваши любимые рваные джинсы и майку-алкоголичку.
Давайте разбираться, какие главные особенности стиля ретро 40-х годов, и как одеваться, чтобы точно попадать в выбранный вами образ. Основные черты и особенности стиля ретро 40-х
- Отсутствие декоративных элементов, и особенно - в начале сороковых;
- Фурнитура в дефиците и простейшие пуговицы часто обтягивают тканью, иногда контрастной;
- Всеобщая милитаризация в начале 40-х: «широкие плечи на пиджаках и узкие юбки;
- Ткани серого, синего и черного цвета;
- Ткани в клетку и однотонные, цветочный узор и «горошек»Силуэтные цельнокроенные платья;
- Юбки А-силуэта;
- Белые воротнички и манжеты на платьях и блузках;
- Волосы повязывают косынкой - на шляпки денег нет. В моде тюрбаны;
- Широкие брюки, иногда укороченные;
- В 1947 году Кристиан Диор представляет свою знаменитую коллекцию New Look. На смену аскетизму приходят времена «расточительной роскоши». В моду снова входит образ женственной соблазнительницы. Талию затягивают, а пышная юбка делает бедра еще более округлыми. Огромное внимание уделяют аксессуарам, украшениям и декоративным элементам.

Одежда в стиле ретро 40-х
Мода 40-х годов не могла не подвергнуться значительному влиянию Второй Мировой войны; девушки и женщины примеряют на себя военную форму. Стиль милитари бьёт все рекорды популярности и… выглядят не менее женственно, чем всегда.

Девушки 40-х тоже складывали губы уточкой:)
В сороковых юбки и платья резко теряют в длине. Плечи пиджаков становятся шире, а вот юбки и платья, наоборот, резко сужаются. Именно сороковые года - а точнее, 1947-й год, когда Christian Dior презентовал уставшей от войны публике свою коллекцию New Look - подарили миру узкую, но всегда актуальную юбку-карандаш. Правда, если современная юбка-карандаш может быть какого угодно цвета, то омрачённые войной 40-е годы диктовали чёрный, серый и синий цвета.

Одежда в стиле ретро конца 40-х годов от Christian Dior

Декоративные элементы отложены до лучших времён. Какие могут быть драпировки, кружева и прочие украшательства, если каждый метр ткани на счету и может быть полезен на фронте? Про лацканы и отвороты также пришлось забыть. Для выходных нарядов допустимым считался только мелкий цветочный принт или «горошек». По будням носили строгие костюмы костюмы - однотонные или в клетку.

Стиль ретро 40-х: повседневные костюмы
В военное время модницам уже не до новых изящных кокетливых шляпок, а если они и есть, то это «остатки роскоши». То же касается белой ткани на блузку - в Европе она в большом дефиците. На помощь модницам приходят белые воротнички и манжеты, см. фото:

Сложные сороковые
На фото - вырезка из модного журнала американского Vogue. Платьев 40-х годов - приталенные и цельнокроенные; в моде А-силуэт.

Стиль ретро 40-х: фасоны платьев
Впрочем, в жизни расцветки платьев были менее веселенькими. Зато образы получались еще более женственными:

Девушки 40-х в модных платьях

В библиотеке
Кроме платьев и юбок, девушки и женщины 40-х с удовольствием носят брюки. Крой свободный, линия талии немного завышена, см. фото:

Мода 40-х годов: брюки
На смену шляпкам пришли косынки:

Модница, 1940-е
Вот такими были женские туфли 40-х годов:

Модные в сороковых годах туфли


Стиль ретро 40-х
Самая распространенная форма оправы очков в 40-х годах прошлого столетия была круглая:

Девушки в солнцезащитных очках, 40-е годы
Кроме завышенной талии бикини, обратите внимание на покрой бюстгальтеров. «Что-то в этом есть», не так ли?

Показ коллекции купальников by Louis Réard, 1942 год
Стиль ретро - это новоя классика
Мы со всей ответственностью заявляем: на протяжении двухтысячных стиль ретро 40-х, 50-х или 60-х обыгрывают на своих показах как минимум десять дизайнеров. И если ввесенне-летнем модном сезоне 2015 у стиля New Look позаимствовали платья в горох с пышной юбкой (например, дизайнер Barbara Tfank), то в осенне-зимнем 2015-2016 с легкой руки креативного директора Модного дома Chanel в тренде будут белые воротнички и манжеты в стиле ретро середины 40-х.
В стиле ретро с удовольствием одеваются многие знаменитости, и Мирослава Дума - одна из них. Она очень точно попадает в образ модницы 40-х, см. фото:

Мирослава Дума в платье в стиле ретро 40-х от Ульяны Сергеенко
Здесь Мирослава Дума в клетчатом деловом костюме. Кажется, что-то похожее мы вам уже сегодня показывали:

Мирослава Дума в повседневном деловом костюме в стиле ретро 40-х
Мирослава Дума в платье в стиле ретро 40-х с мелким цветочным принтом:

Стильно и женственно
В общем, экспериментируйте и играйте на контрастах! В понедельник оденьтесь в спортивном стиле, а во вторник - в стиле ретро 40-х. Прислушайтесь к себе: вы точно заметите перемены внутри и, скорей всего, откроете в себе что-то новое: форма может менять содержание и наполнять его новыми смыслами. Но вы не верьте нам на слово: проверьте и убедитесь сами.

 

 

Это интересно: