→ Малыша к порядку например заставить. Как научить своих детей порядку и чистоте в доме? Чистый дом и подростковый возраст

Малыша к порядку например заставить. Как научить своих детей порядку и чистоте в доме? Чистый дом и подростковый возраст

Ожидая появление малыша на свет, мы каждый день мечтаем и размышляем каким он будет, на кого будет больше похож, какое будущее его ждут и бесспорно обещаем себе сделать все возможное для его счастья и благополучия. Однако далеко не все родители понимают, что счастливое будущее во многом зависит от привычек ребенка, от того как он относится к жизни и окружающему его миру, очень важно с самого рождения привить ребёнку любовь к чистоте. Ведь испокон веков говорится о том, что, если человек прибывает в чистоте значит и мысли его будут чистыми, а будущее светлым и счастливым.

Огромное количество молодых родителей мучает вопрос, когда же начинать приучать ребёнка к порядку и как лучше всего это сделать. В данной статье мы детально рассмотрим ситуацию изнутри и подробно ответим на каждый из этих вопросов. Конечно в каждой семье понятие о порядке разное, однако стоит отметить, что с ранних лет малышу следует объяснить, в каком месте должны хранится игрушки, каким образом необходимо складывать свои вещи, и что нужно делать для соблюдения порядка в комнате и квартире в целом. Одним из важнейших аспектов в приучении ребенка к порядку является соблюдение чистоты в доме и личный пример родителей, если малыш будет видеть, как мама и папа с любовью относятся к своему жилищу, то и ребенок будет стараться беречь окружающие его предметы.

Приучать убирать за собой игрушки, мыть посуду и наводить порядок в комнате лучше всего с раннего возраста пока малыш не противоречит своим родителям и старшим детям, а стремится во всем им подражать. Гораздо проще двух годовалого малыша научить убирать игрушки, чем подростку объяснить, что в комнате должно быть чисто и уютно. Опытные психологи советуют современным родителям начинать обучение малышей с года-двух лет, именно этот возраст будет самым продуктивным для восприятия информации и прививания новых навыков маленькому члену семьи.

Как и когда необходимо учить ребенка соблюдать порядок

Прежде чем браться за обучение малыша необходимо внимательно посмотреть на себя и на квартиру, в которой вы живете, важно понимать, что ребенок - это полная копия своих родителей и, если вы далеко не чистюля, глупо надеяться, что кроха будет чистоплотным. Для маленького человека самым важным в жизни являются родители, которые о нем заботятся и на которых он хочет быть похожим, поэтому необходимо начинать приучения к порядку с собственного примера.

Если вы не убираете за собой вещи, небрежно относитесь к мебели и чистоте в квартире, как вы сможете объяснить своему малышу, что такое порядок и для чего вообще нужно собирать за собой игрушки. Приучать ребенка к порядку лучше всего с годовалого возраста, ведь именно в этот период времени карапуз подражает своим родителям во всем, ему будет приятно смахивать пыль со стола, уносить бутылочку в мойку и собирать за собой кубики и плюшевых медведей.

С чего начать и какие ошибки не допустить в обучении ребёнка основам порядка подскажут детские психологи, но стоит отметить, что существует ряд правил, которые помогут вам не допустить ошибки и помочь своему крохе приобрести нужные умения:

1. С самого раннего возраста наберитесь сил и начните заниматься своим малышом, показывайте на личном примере, как нужно относится к своему дому и вещам. Соблюдайте порядок и чистоту, показывайте своему ребёнку как следует прибирать вещи, куда относят грязную посуду, как ухаживают за цветами и животными.

Ни в коем случае не запрещайте ребенку помогать вам, лучше еще раз переделать за ним работу, чем раз и навсегда отбить желание к чистоте и уюту.

В малолетнем возрасте новые навыки прививаются с легкостью и становятся для ребенка нормой и правилом, которое в процессе жизни он будет исполнять с желанием.

2. По мере выполнения ребенком каких-либо задач не стоит быть критичным к достигнутым им результатам, ведь малыш в силу своего возраста не всегда может качественно справится с уборкой или мытьем посуды. Родителям не стоит давать оценки их действиям и критиковать если вдруг результат недостаточно хорош, важно хвалить ребенка и оказывать ему помощь в осуществлении тех или иных задач.

Вы должны всегда спрашивать по какой причине карапуз не справился с тем или иным заданием, возможно у него просто не хватило сил или он не понял, как выполнять, поддерживайте его, рассказывайте и обязательно хвалите, только так вы сможете добиться хороших показателей.

3. Все люди разные, собственно и сравнивать детей крайняя степень глупости, потому что, несмотря на возраст каждый ребенок имеет свои психологические особенности. Не нужно сравнивать детей, говорить, что кто-то справляется лучше с данными заданиями, это может нанести непоправимый ущерб самолюбию и психики малыша в целом. Ребенок во время сравнений будет чувствовать себя ущемленным и ненужным, это может привести к протестам и полному отказу выполнять какие-либо действия по наведения порядка.

Вы должны хвалить своего ребенка, но, если результат не достигнут просто постарайтесь ему детально рассказать, какие действия можно предпринять, что все получилось еще лучше. Одобрение со стороны родителей и старших детей очень важно для крохи.

4. В процессе взросления ребенок начинает применять к родителям различные способы манипуляции, отсутствие желание к уборке - один из способов проверить терпение родителей. Главная задача родителей не реагировать на мелкие проявления характера и не кричать на малыша, вы должны спокойно объяснить, что будет если ребенок перестанет убирать за собой игрушки или вещи.

Быть хорошим родителем тяжёлый труд, однако приучить ребенка к порядку это святая обязанность, если вы хотите достойное будущее и счастливую жизнь для малыша нужно навести порядок в голове и доме. Объяснить значимость чистоты для успешной жизни вы должны на своем примере.

Что значит чистота и порядок в жизни успешного человека

Чтобы приучить ребёнка к порядку прежде всего ему необходимо объяснить для чего все это нужно, что у каждой вещи должно быть свое место, вещи родителей находятся отдельно от детских и ими можно пользоваться только с разрешения. Покажите своему крохе, что мамины вещи находятся в отдельном шкафу и они аккуратно сложены, папины книги и инструменты для работы имеют своё место, а каждая детская игрушка должна находится в отдельной коробке на своем месте.

Только показав ребенку, что все имеет места он сможет отличать предназначение каждой из вещей и постепенно научится отличать одно от другого. Попробуйте вместе со своим малышом поменять интерьер в комнате, доверив ему выбор цветов для коробок с игрушками. Вовлеките его в это увлекательное приключение и тогда малыш сможет понять для какой цели были затрачены такие усилия, в последствии он сможет самостоятельно поддерживать порядок в комнате. Если Вы хотите максимально быстро приучить своих детей к порядку лучше всего пользоваться следующим алгоритмом действий:

1. Рассортируйте свои и детские вещи, выберите место с легким доступом для малыша, покажите ему, что у каждой игрушки есть своя коробка. Для простоты запоминания вы можете сделать разноцветные коробки, или просто наклеить интересные картинки, которые в детской головке будут откладываться и ассоциироваться с той или иной игрушкой.

2. Ребенок научится ценить ваши усилия только тогда, когда почувствует насколько тяжело постоянно поддерживать порядок в комнате. Делайте уборку совместно, подробно рассказывая для чего вы это делаете и почему машинки хранятся отдельно от кубиков и других игрушек. Лучше всего с самого раннего возраста рассказывать своему чаду, что мальчики отличаются от девочек, кубики от пирамидки и вообще каждое существо и вещь имеют свои отличия и индивидуальность. Поняв это с детства в процессе жизни подрастающий человек сможет ценить чувства окружающих и право быть не похожим на других.

3. Чтобы вовлечь карапуза в уборку сделайте ее увлекательной и весёлой, каждый раз превращайте это действо в игру. Собирайте игрушки на скорость, на количество и в конце уборки не забудьте сказать слова благодарности и похвалы. Процесс наведения порядка всегда должен быть совместным, потому что поддержка со стороны любящих родителей очень важна в любом возрасте.

4. Задания распределяйте так, чтобы малыш не утомлялся, чувствовал от работы только радость и веселье. Ставьте конкретные задачи, типа собери кубики в жёлтую коробку, или поставь машинки в гараж. Не стоит одновременно ставить несколько задач крошке довольно сложно усваивать большое количество информации и совмещать ее с реальными действиями.

5. Всегда независимо от результата хвалите свое сокровище, признание и любовь важны этом нелегком деле. Даже если в процессе уборки было доставлено не мало хлопот говорите, что вы гордитесь своим малышом, что он все делает правильно, но в тоже время подсказывайте, как сделать некоторые операции гораздо проще и лучше.


Придерживаясь этих не сложных правил, вы сможете очень быстро научить своего малыша соблюдать порядок и после каждой игры прибирать игрушки на место. Со временем могут возникать сложности, но вы не должны сдаваться и поддаваться капризам, ваша задача добиться поставленной цели, поэтому никакие слезы и уговоры не могут заставить вас начинать уборку самостоятельно без малыша. Переборов себя, вы сможете дать понять своему карапузу, что выполнять уборку придется в любом случае и потребность в капризах пропадет сама собой.

Чистый дом и подростковый возраст!

Каждый родитель когда-то был ребенком и в большинстве случаев не особо любил уборку по дому, а если еще и за младшими нужно наводить порядок вообще мало приятного, именно на этой почве во многих семьях начинаются разногласия с подрастающим поколением. Многие подростки в силу влияния сверстников стараются проявить свой бунтарский характер и показывают неподчинение домашним уставам, однако родители должны быть мудрыми и подобрать ключики к своему взрослеющему ребенку.

Конечно приучать детей в 14-15 лет к чистоте довольно сложно, ведь это нужно было делать намного раньше, но и к таким малышам можно найти свой подход:

1. Дорогие родители, запомните, не стоит превращать процесс наведения порядка в каторгу, и отбывание наказания за какие-то проступки. Вы просто должны объяснить, что комната должна содержаться в чистоте, а у каждой вещи есть своё место. Своим примером покажите ребенку, что соблюдение чистоты привело вас к успеху в жизни.

2. Не подкупайте своего ребёнка красивыми вещами или сладостями за выполнения своих обязанностей. Если в подростковом возрасте вы начнете оплачивать его услуги, то в будущем вам придется не сладко, такой ребенок вряд ли захочет помогать своим родителям ничего не получив взамен.

3. Помните, подросток - это не карапуз двух лет, у него свой взгляд на красоту, порядок и окружающий мир, поэтому стоит сразу договорится о критериях порядка в доме. Сообщите своему ребенку, что комната является чистой если в ней нет грязной посуды, вещи всегда находятся в шкафу, на полу нет лишних предметов, а кровать всегда убрана от постельных принадлежностей. Не забывайте вторгаться в его личное пространство будет большой ошибкой, важно сохранять ниточку взаимоуважения в любом возрасте.

Планируя рождение ребенка, мы заблаговременно планируем его жизнь, создаем его будущее в своем воображение, стремимся вылепливать из него ту личность, которую хотели бы видеть, однако это не всегда получается. Важно помнить, что даже у самого маленького ребенка есть свои вкусы, предпочтения в цвете и игрушках, любимая одежда и игрушки, и не стоит его переделывать под себя. Однако мы можем привить ему любовь к порядку и окружающему миру, наделить добротой и милосердием, приучить помогать старшим и заботится о маленьких. Важно помнить, что становление личности начинается с самых первых минут появления на свет, и чтобы в старости ваше дитя находилось рядом в трудные минуты, нужно вкладывать в него любовь каждую секунду жизни.

Мы видим, что дети неодинаковые: один спокойно играет сидя на диване, другой выворачивает дома все шкафы и кладовки. Одному в качестве поощрения достаточно маминой похвалы, другому важно знать, «что он за это будет иметь». Чтобы мотивировать ребенка убирать за собой и помогать маме, нужно знать, какое поощрение сработает и какое принуждение будет необходимой и достаточной мерой.

Заботливые родители мечтают, чтобы дочка выросла настоящей хозяюшкой, а сын - аккуратным и чистоплотным человеком. Но бывает непросто. Что делать, если малыш упрямится или попросту не замечает разбросанные повсюду вещи или игрушки?

Как приучить детей к порядку и чистоте

Привлечь ребенка к уборке комнаты и привить ему навыки аккуратности будет намного легче, если опираться на природные психологические свойства малыша. Мы видим, что дети неодинаковые: один спокойно играет сидя на диване, другой выворачивает дома все шкафы и кладовки. Одному в качестве поощрения достаточно маминой похвалы, другому важно знать, «что он за это будет иметь».

Чтобы мотивировать ребенка убирать за собой и помогать маме, нужно знать, какое поощрение сработает и какое принуждение будет необходимой и достаточной мерой.

Как маленького ребенка приучить к порядку

Начинать приучать детей к чистоплотности намного легче в раннем возрасте. Примерно в 2-3 года дети сами с удовольствием подражают маме: возят тряпкой по столу, хватаются за веник, пытаются вымыть чашку. Этот момент можно и нужно использовать, поощряя ребенка. При этом важно учесть:

    Если ваш малыш неторопливый, обстоятельный - не торопите и не подгоняйте его. Психика такого ребенка нацелена на качество: пусть повозится дольше, но сделает все идеально. В будущем это станет основой не только навыков аккуратности, но и развития психологических свойств малыша. При правильном воспитании такие дети во всем ориентируются на принцип чистоты, любое дело доводят до совершенства. Мотивирует их больше всего мамина похвала.

    Если ваш малыш торопливый непоседа, хочет быть первым во всем - устройте соревнование. Кто первый сложит ложки и вилки на место? Кто первый отыщет, где прячется швабра? При воспитании такого ребенка учитывайте, что ему трудно оставаться на одном месте - намного проще двигаться: отыскивать, подавать и приносить вам нужную вещь. Мотивируют таких детей прогулки и походы в новое место, «призы» или небольшие подарки.

    Если ваш ребенок - природный «вождь», то его лучше просить помогать. Дело в том, что такой ребенок не воспринимает давления и назиданий. Стремления стать первым у него нет - за ним и так сломя голову бегут все дети двора. Желания делать что-то аккуратно - тоже, это просто природный ураган. А вот внутреннее чувство милосердия - основа его психики. Если он реализует его, помогая маме, то дополнительные мотиваторы даже не потребуются.


ПОМНИТЕ: задачи по уборке должны соответствовать возрасту ребенка. 2–3-летний малыш не в силах вымыть пол, зато сможет полить цветы, вымыть в тазике пластмассовые игрушки, вытереть пыль. Принести и подать нужные маме вещи.

Как приучить ребенка к порядку в 4–8 лет

В дошкольном возрасте, от 4 и до 7 лет, приучить ребенка убирать за собой - насущная необходимость. Ведь у первоклассника в 7–8 лет уже может и должно быть немало обязанностей: вынести мусор, подмести и протереть пол, вымыть посуду, следить за порядком в своем шкафу и на рабочем столе, следить за чистотой своего тела и одежды, быть опрятным.

Чтобы эта нагрузка не обрушилась на ребенка внезапно и сразу, лучше добавлять эти обязанности постепенно, начиная с 3-4 лет. При этом без учета психики малыша тоже не обойтись:

    Амбициозные и соревновательные дети (обладающие ) нуждаются в дисциплине, организации, разумных запретах и ограничениях. Помогите ребенку структурировать пространство: едим мы только здесь, место для игр - тут, а рабочий стол - для настольных игр и развивающих занятий. Помогите ему упорядочить свои действия во времени: как можно раньше вводите четкий режим дня. В нем можно предусмотреть и время для ежедневной уборки.

Важно понять: такой ребенок не испытывает любви к чистоте как таковой. От природы он очень шустрый и часто устраивает беспорядок. Но его можно приучить получать удовольствие от дисциплины и незыблемых правил: «Поел - помой за собой посуду», «Собираешься спать - приготовь на завтра одежду и сложи портфель». А генеральная уборка у нас по расписанию каждую субботу.

  1. Нельзя кричать или наказывать ребенка физически ни за беспорядок, ни за другие оплошности. Это наносит непоправимый ущерб психике. Последствия могут быть разные: от мазохистических наклонностей у ребенка до развития психических аномалий развития.
  2. Важно соблюдать баланс поощрения и наказания, причем и то и другое должно быть значимым. Наказание - отсутствие желанного поощрения. Какого - зависит от психики ребенка. Например, обстоятельного малыша не мотивируют подарки: он хочет быть лучшим сыном или дочкой, желает слышать одобрение и похвалу мамы. Нехватка похвалы уже достаточное наказание для него.
  3. Поощрение и наказание должно учитывать возраст ребенка. Двухлетке можно сразу же дать поощрение за помощь маме. А первоклашке стоит выдать его за аккуратность в конце недели, если он его действительно заработал.
    Когда ребенка приучают к порядку, важно учитывать все его врожденные свойства. Например, есть дети, у которых очень чувствительный слух. Такой ребенок может лучше включиться в процесс уборки, если фоном звучит негромкая классическая музыка. А есть детки с особо чувствительным зрением, они стремятся к эстетике и красоте. Им важно показать, что чистота - это красиво: «Посмотри, какой блестящей и красивой стала посуда, когда ты ее вымыла!», «Смотри, твои игрушки засияли яркими красками после стирки. Красота!».

Когда родитель глубоко понимает все особенности психики ребенка, родительство приносит огромное наслаждение. Приучить малыша к порядку и привить любые другие полезные навыки :

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Другое дело – Всероссийская акция “Я – гражданин России”. В ней гражданско-патриотическое образование и воспитание гармонично встроено в социальное проектирование, причём тонкость заключается в том, что никого не надо убеждать в необходимости того или другого – всё это содержится, как говорится, по умолчанию. И вместо разговоров о любви к Родине и важности наличия активной гражданской позиции тут предложен набор совершенно конкретных дел для решения вполне реальных, а не выдуманных проблем!

Впрочем, понять истинные мотивы тех, кто принял решение участвовать в том или ином проекте, можно лишь расспросив их об этом.

Ниже представлены высказывания финалистов XIII Акции “Я – гражданин России”, которая прошла 29 июля – 12 августа в федеральном детском центре “Смена” (посёлок Сукко, Анапский район, Краснодарский край). А также текст обращения к участникам XIII Всероссийской акции «Я – гражданин России» председателя Комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Совета Федерации РФ, ответственного секретаря Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы Зинаиды Драгункиной.

Александр Матвиенко, ученик 10 класса лицея №1, Кантемировский район, Воронежская область.

Мы в проекте уже давно, больше года. Я о нём много слышал и раньше, а потом решил принять участие сам, потому что мне просто интересно в чём-либо участвовать. Самое сложное тут, мне кажется, это чисто техническая сторона – когда мы изучали старые письма фронтовиков, которые хранятся в нашем школьном музее, было трудно разобрать почерк. Но это, конечно же, мелочи, по сравнению с опросами населения. Это было трудно физически, потому что мы опросили очень многих людей. Зато всё это помогало почувствоваться себя гораздо более самостоятельными и важными, ведь для ряда мероприятий нас даже забирали с уроков.

Алексей Пичугин, ученик 9 класса школы №17, Тверь.

Мы в проекте с 2009 года. Сначала всё организовывала команда, которая сейчас учится в университете, мы пришли ей на смену. И неизвестно, когда всё закончится, ведь в Латвии похоронено 52 Героя Советского Союза, а мы нашли лишь троих. Кстати, когда мы туда ездили, я там завёл много друзей, и мы теперь друг к другу ездим в гости. Приятно осознавать, что я помогаю сохранить историческую память о героях Великой Отечественной. Не собираюсь это бросать, но если у нас в школе решат реализовать новый проект, обязательно приму участие и в нём. Например, в той же Латвии есть понятие “гражданин – не гражданин”, это больная тема для многих русских, кто там проживает. Думаю, необходимо разработать её, чтобы помочь людям.

Анна Панова, ученица 10 класса школы №17, Тверь.

Сюда, в “Смену”, приехали не все участники проекта, их гораздо больше, включая тех, кто уже студенты. Возраст – 8-10 классы, младших не брали, потому что тема серьёзная, да они и сами не хотели. Мы участвуем в подобных акциях, потому что это общественно полезное дело, к тому же, школа и муниципальные власти награждают нас всех грамотами и премиями. Для портфолио выпускника такие документы – весомый аргумент при поступлении в вуз.

Ольга Сабардина, выпускница школы №1, село Кинель-Черкассы, Самарская область .

У нас в селе 3 школы, и в акции “Я – гражданин России” принимают участие все. Мы соревнуемся между собой, и на область выходят только лучшие из лучших. В этом году повезло нам. Хотя у других школ были тоже интересные проекты – сооружение стелы, посвящённой погибшим воинам, организация освещения улиц ночью, ограждение школы и т.д. В прошлые годы мы успешно реализовали проект, посвящённый материнскому капиталу. По законодательству РФ после рождения третьего ребёнка матери полагается 100 тысяч рублей. Ещё 100 – это региональный капитал. И мы решили сделать так, чтобы региональные деньги можно было бы направить на улучшение жилищных условий, строительство дома. И мы добились своего – теперь на уровне Самарской области законодательство позволяет часть материнского капитала направить на решение ряда важных и злободневных проблем, например, на ремонт жилища.

А вообще, те проекты, которые мы считаем реализованными, на самом деле, не прекращаются, мы постоянно из поддерживаем, пытаемся видоизменить, чтобы они приносили большую пользу. Наш нынешний проект касается чествования трудовых династий в регионе, но ведь эту идею вполне можно и даже нужно распространить и на другие территории, а ещё лучше – на всю Россию!

Кристина Евстратенко, ученица 8 класса школы №5, Дятьковский район, Брянская область.

В 2010 году я была в лагере “Орлёнок” с проектом “Я помню, я горжусь”. В 2011 году мы занимались установкой около нашего учреждения знака “Безопасная дорога”. А теперь продолжили тему проектом “Безопасная школа”. В прошлом году в соседней школе пропала ученица Валерия Устименко, которую потом нашли убитой. И мы решили сделать что-нибудь, что помогло бы нашим сверстникам хоть как-то защититься от подобных трагедий. Ведь это может произойти с каждым. В проекте участвует вся школа, каждый оказывает посильное участие. Инициативных – человек 70, но реальное ядро – 5. Получилось так, что та школа, в которой училась Лера Устименко, не приняла участия в нашем проекте. Но это не помешало нам организовать у себя клуб самообороны, который посещают дети со всего города.

Наталья Реутова, ученица 8 класса школы №763, Москва.

Нам помогают не только другие школьники, но и родители. Как правило, все они только за, потому что видят в этом общественную пользу. И когда надо, могут вместе с нами сходить, например, в управу, к местным чиновникам. Но они не делают работу за нас, оставляя нам возможность проявить себя. Тему нашего нынешнего проекта мы собираемся продолжить, ведь проблема дорог в Москве стоит очень остро, и сама собой она не разрешится. К тому же, как показывает статистика, многие ДТП происходят именно из-за неправильно спроектированных проездов. Меня саму сбила машина, причём на пешеходном переходе, и я знаю, как это ужасно, поэтому лично заинтересована в том, чтобы других ничего подобного не постигло. Другим это тоже интересно, но постольку поскольку, не у каждого получается помогать и поддерживать деятельно и эффективно. С другой стороны, все люди не обязаны заниматься чем-то одним, у них есть свои сферы интересов, своя занятость. Поэтому мы хоть и пытаемся привлечь к своему проекту, но не особо горюем, если нам отказывают. Лучше пусть с нами работают искренне инициативные и заинтересованные люди, чем будет много формальных участников.

Владимир Бакаев, ученик 10 класса школы №21, Элиста, Республика Калмыкия.

К социальному проектированию у нас относятся двояко. Поколение наших сверстников смотрит на это довольно скептически, с точки зрения подросткового максимализма. Взрослые, наоборот, очень хорошо помогают, и морально и материально. Наш класс задумал проект по созданию сайта, призванного помочь выпускникам 9 классов, именно потому, что это для нас жизненно важно и очень злободневно. Ведь ребята, которые не хотят идти в 10 класс, при этом просто не знают, куда пойти учиться. Эта проблема касается вообще всего города, потому что у нас очень многие сейчас предпочитают завершить учёбу в школе, получить где-нибудь степень бакалавра и пойти работать как можно быстрее. Вот для них мы и решили создать специальный интернет-ресурс. Когда наши команды из разных школ города встретились, чтобы защищать свои проекты, мне показалось, что конкуренция подавляет все остальные чувства – даже мой друг из соседней школы смотрел на меня, как на соперника. Но, с другой стороны, это говорит о том, что у других людей проекты тоже весьма востребованные и полезные, и они тоже хотели бы войти с ними в число победителей.

Елена Тупица, ученица 9 класса школы №5 Дятьково, Брянская область.

В нашей школе уже были социальные проекты, признанные лучшими в области. Я об этом знала, но до поры не участвовала. А в этом году решила присоединиться, потому что “Безопасная школа” касается каждого. Я помимо учёбы посещаю ещё и спортивную секцию, занимаюсь волейболом, с тренировок приходится возвращаться поздно. Но мне это ещё и просто интересно, я понимаю, что это важно для всех и для меня лично. Благодаря нашим усилиям теперь дети во всём городе знают, как себя вести, если вдруг тебе угрожает опасность. Плюс с нами теперь тесно сотрудничают полицейские, психологи, педагоги, тренера, они тоже помогают нам дельными советами.

Надежда Лебедева, выпускница Ропшинской школы, Ломоносовский район, Ленинградская область.

В проекте я участвую с 2001 года, ранее занималась другим делом – исследовательскими работами в рамках конкурсов “Отечество”, “Юность. Наука. Культура” и т.д. Но я участвовала в них не просто “до кучи”, а для своего развития и совершенствования, мне это надо как будущему историку и педагогу. Тему сохранения культурного наследия я планирую продолжить изучать и в вузе, куда уже поступила. Жаль, что акция “Я – гражданин России” касается только школ, если бы её распространили и на вузы, я была бы просто счастлива. И, абсолютно уверена, меня бы поддержали те, кто в своё время был активным участником социального проектирования, а потом отошёл от дел, поскольку поступил в университет.

Ксения Мошкова, ученица 5 класса Ропшинской школы, Ломоносовский район, Ленинградская область.

Я уже со 2 класса участвую в социальном проектировании, провожу экскурсии по школе и в отделе “Ладога”. Пока ещё не знаю, кем хочу стать, но мне интересно смотреть проекты других школ, смотреть, кто чем занимается, учиться чему-то новому.

Александр Тымчук, ученик 10 класса школы №25, Челябинск.

В акции мне нравится сама методика социального проектирования, которую можно применить в жизни где угодно. Полученные навыки помогут мне в учёбе и работе. Интересно смотреть на других, сравнивать их достижения со своими. Я – гражданин России, приятно это осознавать! Но не хочу сказать, что это как-то ставит меня выше тех ребят, которые в акции не приняли участия. Нет, у них могут быть свои интересы, я их тоже уважаю, однако мне по душе заниматься проектированием. Когда наблюдаешь проект с самого начала, с нуля, до его завершения, реализации, проживаешь целую жизнь. Интересно выбирать темы, обсуждать их, распределять роли, искать исполнителей, партнёров, помощников, приятно видеть результаты своего труда, особенно когда их положительно оценивают все окружающие.

Ирина Белянова, ученица 9 класса школы №28, Северодвинск, Архангельская область.

Я ещё не знаю, кем хотела бы стать, но, работая в проекте, поняла вдруг, что разговаривать с людьми, общаться с чиновниками, заключать договоры мне нравится! Другим это в тягость, а мне – нет. Зато они отлично выполняли то, что было трудно мне. Тем и хорош социальный проект, что в нём каждый может найти для себя место и работу по вкусу. Одним нравится работать с детьми, другим – фотографировать и снимать видео, третьим – писать статьи, четвёртым – ходить в администрацию, управление образованием, и пр. Что интересно, у нас не было ребят, которые, поработав, бросали бы всё, поняв, что это не их. К нам приходили изначально настроенные на бурную деятельность ученики, и они уже были готовы к конкретным делам, их не надо было понукать или заставлять, ведь они делали то, что им нравилось, и видели результаты своих трудов. Мы решили не раздумать штат, и определили количество участников команды в 9 человек. При этом нам помогали и другие люди – учителя, воспитатели детсадов, наш директор, классный руководитель, а также школьники. Но постоянными участниками проекта они не стали, да мы и не настаивали.

Ксения Дорожкина, ученица 9 класса Толкаевской школы, Сорочинский район, Оренбургская область.

Помимо того моста через реку, строительство которого мы инициировали в нашем проекте, есть и другие проблемы. Правда, когда мы предварительно опрашивали граждан, большинство из них сказали, что им более всего не хватает церкви, однако это нам не по силам, и мы решили делать то, что можем. Тем более, что, изучив результаты нашего опроса, местная администрация приняла компромиссное решение – организовать в деревне молельный дом вместо храма, который она тоже построить не в силах. Мы привлекаем к проекту учеников самых разных возрастов – от 6 до 11 классов, и каждому нашлось своё дело. Одни ходили в администрацию, другие опрашивали жителей, третьи расклеивали объявления, четвёртые помогали скалывать лёд с моста зимой и т.д. Я собираюсь стать психологом, и опыт, полученные в проекте, очень здорово помог мне почувствовать себя более уверенно, не бояться разговаривать с людьми.

Олег Цыбульский, выпускник школы №763, Москва.

Я уже поступил в Бауманский университет на кафедру биомедикотехнических технологий. Мне многое интересно, я читаю самые разные научные журналы, увлекаюсь психологией, мне нравится общаться с людьми, я занимаюсь спортом – реконструкцией XIV века и фехтованием на ножах. И хоть мой нынешний профиль мало связан с социальным проектированием, тем не менее, я принял активное участие в Акции “Я – гражданин России”, потому что это помогло проверить самого себя, помочь друзьям, ученикам своей школы и просто гражданам Москвы. С одной стороны, плохо, что Акция ограничена лишь рамками школы, с другой, насколько мне известно, в вузах достаточно других проектов, не менее интересных и полезных, ориентированных именно на студенческую аудиторию.

А вот что говорят об этой Акции и её участниках взрослые.

Юрий Сазонов, начальник детского лагеря “Голубая долина” ФДЦ “Смена”.

Дети смены “Я – гражданин России” приезжают сюда, пройдя жёсткий отбор на муниципальном и региональном уровнях, то есть сюда абы кто не попадает. Все они отличаются очень высоким уровнем подготовки и мотивации, инициативой, складом мышления, воспитанности, порядочности. Наверное, всё это свойственно всем, кто с гордостью заявляет о себе как о гражданине России. Не хочу ничего плохого говорить о других профильных сменах, но мы проводим анкетирование на входе и на выходе, и могу заявить: не всегда ребята бывают в курсе содержания, целей и задач мероприятий, в которых участвуют, порой попадают, мягко говоря, случайные люди. А вот здесь, в этой смене, участвуют ребята, каждый из которых кровно заинтересованы в реализации своих проектов. И это очень важно для всех – как для них самих, так и для тех, кого проект касается, прямо или косвенно. Опять же, темы для проектов ребята выбирают, исходя из реальных потребностей окружения, то есть – простых граждан, а вовсе не действуют по указке сверху, стремясь реализовать очередной каприз чиновников. Это очень ценное качество, которое характеризует вообще все проекты Всероссийской акции “Я – гражданин России”.

Инна Соколова, заместитель директора по инновационной деятельности Николаевский школы, Камчатский край.

Впервые об акции “Я – гражданин России” мы узнали с 2002 года, и с тех пор участвуем ежегодно. Вопреки мнению, что в нашем регионе главная проблема – “рыбная”, мы каждый раз предлагали новые и новые проекты очень разной тематики. Самый первый касался организации мобильного кинозала для жителей и учащихся на базе школы. Затем были проекты “Каток”, “Школьная форма”, “Памятник основателям села”, “Детская спортивная площадка” и т.д. Но выбор темы – это и есть самый сложный момент, потому что если какие-то проблемы интересуют только конкретную школу и посёлок, то вряд ли их воспримут с пониманием там, где этой проблемы нет. К тому же, важно сделать так, чтобы не бросать старые проекты, а поддерживать их, параллельно реализуя новые. Хотя, конечно, если проект успешно реализован, это значит, что он требует очень мало трудовложений в дальнейшем, ведь проблема передана соответствующим органам и ею теперь занимаются другие люди. А мы лишь помогаем время от времени.

Павел Ладухин, методист краевого Дворца пионеров и школьников, Красноярский край.

На моей памяти наше учреждение участвует в Акции с 2007 года. То есть мы и раньше участвовали, но потом был перерыв, после чего работу в этом направлении возобновили. Как краевое учреждение мы выполняем роль координатора Акции, работая сразу со многими школами региона, сопровождаем, консультируем команды детей и педагогов. Раньше мы работали по другой технологии, делая ставку на количество. Поэтому в 2007-2008 годах было очень много проектов, но качество их было сравнительно низкое. Теперь же мы значительно усилили упор на технологичность, проектов стало меньше, зато все они очень качественные, хорошо проработанные, грамотные. Поэтому мы в последние годы регулярно выходим в финал, занимаем первые места. Сейчас, у нас разработана система поддержки команд в виде дистанционного курса, выставленного на сайте Дворца, с ним может ознакомиться любой участник проекта. Есть также курсы повышения квалификации для педагогов, где мы учим их, как внедрить данную технологию в образовательный процесс. Плюс ко всему мы также проводим интернет-консультации для участников и педагогов. Помимо этого мы с каждыми командами дважды в год встречаемся очно. Учитывая то, что далеко не все интересные проекты становятся победителями, мы стараемся сделать так, чтобы не только лучшие, но и все остальные разработки стали доступными для всех, ведь темы одних команд могут быть заимствованы другими и разработаны гораздо более глубоко и успешно. Обычно это происходит на ярмарке проектов, где каждый может ознакомиться с достижениями своих коллег. Что же касается эффективности проектов вообще, то здесь у нас есть чёткое взаимопонимание с представителями администрации на местах, причём чиновники краевого уровня руководствуются не только информацией, полученной от самих участников проекта, но и проводят независимую экспертизу, выезжая на места или запрашивая муниципальные власти. То есть это всё не пустые слова, а вполне реальные дела, которые находятся под контролем региональных органов. Однако не всё так гладко, как может показаться. Например, в проекте, который мы сейчас представляем, ребята выяснили, что здание полуразрушенного бассейна, который мы очень хотели бы снести, принадлежит местному депутату, и команде пришлось преодолевать огромное количество препятствий, поскольку запросы ребят просто саботировались, и им не было предоставлено с первого раза ни одного необходимого документа. Тем не менее, благодаря запросам прокуратуры и решению суда дело сдвинулось с мёртвой точки, и теперь остаётся только дождаться исполнения.

Анастасия Истомина, педагог-организатор школы №25, Челябинск.

Этот проект мы делали весь учебный год, но лично у меня опыт куда больше – я социальным проектированием занимаюсь ещё со школы, то есть начинала как участник, а теперь как руковожу координатор. И могу посмотреть на проблему с разных сторон – изнутри и снаружи. На мой взгляд, само сложное в проекте – создание команды. Методики социального проектирования, проведения опросов, работы с документами и пр. проработаны достаточно хорошо, есть пошаговые инструкции, но если в самом начале не получится зажечь инициативную группу какой-то целью, сплотить их единой идеей, всё рассыплется. Наш актив – ученическое самоуправление – включает 5 ответственных, которые потом едут защищать проект, и остальных, которые им помогают, эти роли прописаны изначально, и проблем не возникает. Но над сплочением команды мы продолжаем работать на протяжении всего проекта. У нас никогда не было проблем с выбором темы, их всегда много, и все они – “больные”. Причём мы никогда не стремились выбирать такую тему, которая понравилась бы жюри, для нас главное – чтобы она душевно откликалась в нас самих.

Элина Пичугина, заместитель директора по воспитательной работе школы №17, Тверь.

В акции я уже несколько лет. На моей памяти мы разработали несколько отличных проектов – “Школа без курения”, “Правовая пропаганда”, “Толерантность” и пр. Все они были интересны детям, и ребята с увлечением брались за их реализацию и доводили до конца. Конечно, полностью искоренить курение невозможно, однако положительные результаты всегда были весьма ощутимы. На уровне региона нас всегда очень горячо поддерживают на всех уровнях. Один только факт: из 53 школ города в Акции принимают участие все 100%! Но у нас нет принудиловки, нет школ, которые были бы вынуждены проводить неинтересную им работу, каждый волен выбирать ту тему, которая им нравится и по силам. И это только уровень города! А ведь область тоже не отстаёт - на областном этапе в этом году было представлено 22 проекта.

Мария Котина, вожатая 4 отряда, студентка 3 курса факультета иностранных языков Красноярского педуниверситета имени В.П.Астафьева.

Я работаю в детских лагерях уже третий год, но с детьми из смены “Я – гражданин России” сталкиваюсь впервые. Первое впечатление – разница между ними и всеми остальными колоссальная! Главным образом, это касается общего настроя – ребята очень инициативные, постоянно в делах, их не нужно чем-то занимать, раскачивать, они сами себе находят занятие и развлечение, сами предлагают сыграть во что-нибудь, сходить куда-нибудь. Виден огромный потенциал. Обычные дети приезжают просто отдыхать, и у них довольно однобокое представление об отдыхе – купаться, лежать на пляже и ничего не делать. Здесь отдых воспринимают как активное действие. Например, они сами предложили провести День Нептуна, сами организовали День ВДВ и т.д.

Словом, я бы хотела и на следующий год работать с такими детьми!

P . S . Хочется верить, что благородные порывы наших детей, искусно направленные педагогами в нужное русло, помогут построить новую Россию, сделав страну чище, краше и сильнее. Это ведь лучше, чем просто сотрясать воздух горестными стенаниями или пафосными речами, верно?

Внимание! Фоторепортаж с мероприятия размещён по адресу http://fotki.yandex.ru/users/drfraus/album/210776/


Обращение к участникам XIII Всероссийской акции «Я – гражданин России» председателя Комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Совета Федерации РФ, ответственного секретаря Координационного совета по реализации Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы Зинаиды Драгункиной

Приветствую финалистов и победителей Всероссийской акции «Я - гражданин России». Вы выполнили важную и серьезную работу - подготовили и реализовали социальные проекты, которые помогли сделать жизнь вокруг вас лучше, справедливее, достойнее. Ваши команды принесли людям конкретную помощь, вы сделали реальные шаги по благоустройству вашей школы, дома, района, села или города, по защите окружающей среды, сохранению музеев, памятников культуры, по укреплению межнациональной толерантности. Вы взяли на себя ответственную миссию – отдали дань памяти погибшим в Великой Отечественной войне, проявили милосердие к тем, кто в нем нуждается, сделали много других хороших и добрых дел.

Ваша деятельность направлена на поиск и конструктивное решение современных социальных проблем. Вы проводите исследование острых тем, изучаете правовую базу, при необходимости находите контакты с органами власти и общественностью, добиваетесь действенных мер от властных структур. При этом многое делаете сами, вносите посильный вклад в реализацию ваших идей и предложений. Все это и является проявлением гражданской позиции, общественной и социальной активности, деятельного патриотизма.

Чем больше у нас будет таких молодых людей, как вы, - талантливых, неравнодушных и стремящихся жить с пользой для общества, тем больше у нас будет уверенности в том, что мы справимся с любыми проблемами.

Вам предстоит завершить образование, найти свой путь в жизни, осуществить свои мечты и планы. Оставайтесь такими же настойчивыми и упорными в достижении поставленных целей, будьте ответственными по отношению к себе, к своей семье, к окружающим вас людям, к обществу, к нашей стране – России.

Вы – активные участники реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Спасибо вам за это!

Успехов вам в учебе и общественной жизни!

Разбросанные по дому игрушки, растянутые по всему стулу колготки и чумазые детские щеки – типичная картина жизни в доме, где есть ребенок-неряха. Неприученный к порядку малыш постепенно подчиняет себе жизнь всей семьи, вызывая вполне справедливое раздражение со стороны близких и провоцируя постоянные конфликты с домочадцами. О разнообразии выбора в этом случае говорить не приходится – либо вся семья живет в хаосе (потому что, как правило, ребенок устраивает беспорядок не только в своей комнате, но и во всем доме), либо родители постоянно убирают за ребенком, становясь в прям смысле слова его прислугой. Невеселая вырисовывается картина, не правда ли?

Конечно, если речь идет о малыше – выбирать не приходится, но если источник беспорядка в доме – вполне великовозрастный дошкольник или даже уже ученик? Как приучить ребенка к порядку? Предлагаем Вам несколько действенных методов.

Поощряйте инициативу ребенка заняться уборкой

В самом нежном возрасте дети очень любят убираться. Они стучат дверцами шкафов, гремят чашками, орудуют веников и тряпкой и даже пытаются пропылесосить квартиру (в силу своего физического состояния пока безуспешно). Ранний возраст – наверное, единственный период в жизни человека, когда он получает настоящее удовольствие от наведения порядка в доме.

Что же делаем мы, любящие родители, в ответ на вполне искреннюю инициативу нашего чада? В 99 из 100 случаев вместо того, чтобы поблагодарить за помощь и похвалить за самую лучшую уборку (даже если после нее приходится проводить генеральную), мы одергиваем маленького помощника и кричим: «Не лезь!», «Не мешай!», «У тебя все равно не получится!» и, самое неправильное, «Да что ж это за ребенок такой?? От тебя одни проблемы!». Как Вы думаете, какие эмоции, связанные с наведением порядка в квартире, останутся в подсознании карапуза? А теперь представьте, что испытывает ребенок, когда его, не приученного ранее к уборке, в более сознательном возрасте начинают заставлять помогать по дому? Некогда интересное занятие теперь становится обязательным и скучным. А виноваты в этом исключительно дорогие родители!

В этом случае Вам придется заново формировать у ребенка привычку и желание наводить порядок в доме. «Привычка свыше нам дана,» - сказал когда-то поэт, вот и Вам необходимо сделать наведение порядка в доме привычкой для ребенка. Постепенно добавляйте в его режим дня какие-то обязанности по дому – только так Вы сможете приучить ребенка к порядку и сделать уборку привычным ритуалом. И, кстати, не забывайте хвалить малыша! Для этих целей можно даже изобрести специальные медали или наклейки с соответствующими рейтингами, в зависимости от объема работ, который проделал ребенок, и результатов.

А если даже он что-то разлил или уронил – ни в коем случае не ругайте его – он ведь только учится наводить порядок.

Не пытайтесь сделать уборку за ребенка

Многие родители грешат тем, что, устав уговаривать ребенка сделать уборку, принимаются за эту работу сами. С одно стороны, таких родителей можно понять – мало кто в состоянии выдержать постоянное нытье ребенка «не хочу-не буду», сидящего посреди гор мусора. Но, с другой стороны, такие родители сами себя загоняют в замкнутый круг – ребенок знает, что на уговоры можно не реагировать – в конце концов мама сама уберется. Приятно ли Вам осознавать, что Вас перехитрил Ваш собственный малыш? Наверное, нет. Что же делать в этом случае?

Перестаньте выполнять всю домашнюю работу за него. Разбросал вещи – пусть они так и лежат, не убирайте их. Кинул огрызок от яблока на пол? Пусть он лежит, пока малыш его не уберет – а уберет он обязательно, потому что запах портящихся остатков фруктов мало кто в состоянии выдержать.

Будьте нацелены на результат

Если Вы постоянно говорите ребенку: «Уберись!», а потом благополучно забываете о данном Вами задании – малыш очень скоро начнет этим пользоваться. Зачем что-то делать, если маме все равно, выполнено задание или нет?

В связи с этим, залогом успеха в деле обучения ребенка наводить порядок является контроль результатов – проверка того, как ребенок выполнил поставленную задачу. Вы попросили его собрать и выбросить бумагу после вырезания поделок? Через некоторое время обязательно проверьте, все ли убрано. В противном случае, малыш решит, что сам порядок Вам безразличен – главной Вашей целью является просто лишний раз придраться к нему.

Навести порядок в огромной (по детским-то меркам) комнате – задача не из легких. Часто малыш, даже имея желание сделать уборку, просто не знает, с чего начать. В этом случае не возбраняется, а даже, наоборот, рекомендуется ему помочь.

Разделите фронт работ: например, Вы убираете разбросанную одежду, а малыш - игрушки. Особенностью детского восприятие является стремление схватиться сразу за все, что в корне неверно. Объясните ребенку, что весь процесс наведения порядка в комнате нужно разделить на мелкие части: например, сначала мы собираем разбросанные книжки, затем – мячи и мелкие игрушки, которые нужно сложить в одну коробку, а потом переходим к одежде.

Не бойтесь помогать ребенку – если Вы будете просто помогать (а не делать все за него) – это принесет только пользу.

Кстати, чтобы подогреть у малыша интерес к уборке, предложите ему убраться наперегонки. Поставьте таймер, например, на 10 минут – и в течение этого времени делайте уборку. Кто быстрее уберется – тот молодец! Только заранее договоритесь, что уборка должна быть не только быстрая, но и качественная.

Элементы игры

Ответьте сами себе на вопрос: «Разве рутинная работа поднимает настроение и является желанной?». Естественно, Ваш ответ будет: «Нет». И так же естественно, что для того, чтобы хоть немного скрасить себе домашние будни, Вы придумываете, чем бы себя развлечь во время наведения порядка. Это может быть любимая музыка, мечты о прекрасном или мысль о том, как завтра Вы с мужем пойдете в ресторан отмечать годовщину Вашей свадьбы. Почему бы не скрасить процесс уборки и для Вашего ребенка?

Чтобы уборка была не только работой, но и интересным досугом, можно ввести в нее элементы игры. Это может быть любимая музыка, новый способ раскладывания книг или игрушек или даже провозглашение Праздника Большой Стирки или Праздника Нашедшихся Колготок! А, может быть, Вы делаете генеральную уборку в ожидании визита эльфов этой ночью. А самую сложную – предновогоднюю генеральную уборку – можно приурочить к визиту Деда Мороза!

Кстати, чтобы наведение порядка стало интереснее и веселее, можно внести яркие элементы и в сами коробки и ящики, куда убираются игрушки. Купите яркие коробки, наклейте на них таблички, например: «Кубики», «Конструктор», «Мягкие игрушки» и т.д. Тогда малышу будет проще сортировать игрушки и наполнять коробки.

Приучить ребенка к порядку поможет…разнообразие!

Ни для кого не секрет, что однообразная работа довольно быстро надоедает, а чуть позже мы всей душой начинаем ее ненавидеть! А теперь представьте ситуацию: у ребенка существуют свои обязанности, которые не меняются уже на протяжении долгого времени. Среди этих обязанностей: стирать пыль, протирать зеркала и убирать свою комнату. При всем этом, вполне может быть, что малыш уже давно мечтает помочь Вам готовить пироги или борщ, а, может быть, он хочет навести порядок в буфете?

Чтобы подогреть интерес ребенка к уборке, давайте ему выбор, за что именно он будет отвечать в этот раз. Согласитесь, совсем не принципиально, протрет малыш пыль на подоконнике или наведет порядок в буфете – главное, что порядок будет наведен, а ребенок получит удовольствие от работы.

Да, возможно, с непривычки Ваша 6-летняя дочь не слишком хорошо замесит тесто, а 8-летний сын криво забьет гвоздь – но все приходит с опытом. И кому, как не вам, это знать? Во всяком случае, не слишком пышное тесто или слегка кривой гвоздь – не трагедия мирового масштаба. А вот неумение Вашей дочери к 18 годам сварить макароны или невозможность для Вашего сына повесить полочку в 20 лет – уже повод бить тревогу.

Уменьшение пространства

Вопреки распространенному мнению, чем больше комната – тем совсем не проще поддерживать ее в чистоте. Да, места, куда можно сложить игрушки и книжки, больше. Но маленький ребенок может оказаться просто не в состоянии на достойном уровне следить за большой территорией. Кстати, тот же принцип относится и к Вам – согласитесь, держать в чистоте квартиру намного проще, чем загородный дом.

В этом случае, лучше ограничить «территорию ответственности» ребенка несколькими квадратными метрами. Тогда малыш с большей вероятностью сможет поддерживать порядок на вверенной ему территории, а Вам будет проще приучить ребенка к порядку . И пусть книги будут лежать на подоконнике – зато это будет самое аккуратное размещение книг, какое только возможно на данный момент!

Установление правил

Чтобы успешно научить ребенка наводить порядок, достаточно установить несколько базовых правил. Во-первых, это должны быть правила игры: например, не браться за другое дело, пока полностью не закончено предыдущее. Другими словами, перед тем, как перейти к сборке конструктора Лего, нужно убрать все обрезки от бумаги, которые образовались при вырезании поделок.

Во-вторых, необходимы обязательные условия порядка, без соблюдения которых работа по наведению чистоты в доме не может быть принята. Например, сформулируйте малышу «обязательный минимум»: аккуратно застелена кровать, игрушки лежат на своих местах, одежда в шкафу и т.д. И помните: маленький ребенок никогда не сможет сделать уборку так же аккуратно, как взрослый – и не стоит от него этого требовать.

Пример родителей

В деле приучения ребенка к порядку действуют те же законы, что и при других видах воспитания и обучения детей. Самый важный и действенный метод – собственный пример. Если малыш будет видеть, что папа разбрасывает носки по дому, а мама оставляет немытые тарелки в раковине на сутки – он будет считать, что это нормально, и сам не будет торопиться исправлять ситуацию.

Так что, дорогие родители, возьмите в руки пылесос, тряпку и губку для мытья посуды – и показывайте достойный пример своему ребенку!

Доведение до абсурда

Если никакие методы воспитания Вашего ребенка не работают – можете обратиться к последнему методу. Он довольно экстравагантен, но, тем не менее, очень действенен. Суть его в следующем: попробуйте стать зеркалом Вашего ребенка! Как это сделать? Предлагаем Вам наглядный пример:

Четырехлетняя дочь ни в какую не желала убирать свои вещи. И мама, и папа пытались внушить ей, что так делать нельзя, что это неправильно – но все бесполезно. В итоге они решились на отчаянную меру.

Когда однажды утром дочь в очередной раз разбросала пижаму по комнате и не застелила свою кровать, мать спросила у нее: «Не хочешь привести комнату в порядок?». Дочь ответила отказом. Мать снова спросила: «Ты вообще хотела бы никогда не убираться?». Дочь ответила: «Да, это было бы замечательно!». Тогда мать задала последний вопрос: «Я тоже не хочу наводить порядок. Можно, я тоже не буду это делать?». Дочь пожала плечами и сказала: «Как хочешь».

В течение всего дня мать делала то же, что и дочь в течение всего времени. Она оставляла вещи где попало, не мыла испачканную посуду, а после того, как перебрала с дочерью ее одежду, оставила все на ее кровати. Во всем остальном мать вела себя, как прежде. Более того, она не делала замечания дочери, что у нее грязно, не просила ее сделать уборку – одним словом, вела себя так, как будто ничего не происходит.

Когда отец вернулся домой, его поведение было таким же. Он кинул пальто на кукольную коляску, раскидал ботинки по прихожей, повесил галстук на люстру. Но во всем остальном его поведение осталось прежним.

Когда семья решила сесть обедать, оказалось, что тарелки ставить некуда – весь обеденный стол был завален рисунками, карандашами и разрезанными листами бумаги. Мать не стала ничего убирать, сев читать журнал. Дочь пошла к ней и сказала: «Я хочу есть». Мать ответила: «Я тоже. Но мы не можем есть, потому что тарелки ставить некуда. Да и раковина вся завалена посудой – новая порция грязной посуды туда просто не поместится».

Дочь тихо пошла на кухню, было слышно, что она наводит порядок. Родители даже не сдвинулись с места, чтобы ей помочь. Через несколько минут дочь вышла из кухни и пригласила всех к столу.

Когда пришла пора ложиться спать, дочь не смогла найти свою пижаму. Родители ответили лишь, что им очень жаль. Затем дочь спросила: «Как же я лягу спать? Моя кровать завалена одеждой!». Мать спросила: «И что ты намереваешься делать?». Дочь тихо ответила: «Надо все это убрать».

Эксперимент удался.

Если Вы думаете, как научить ребенка наводить порядок, прежде всего, обратите внимание на отношения в Вашей семье. Беспорядок зачастую царит там, где в отношениях родителей и детей есть проблемы, которые нужно исправлять. Помните, что только внимательным отношением и собственным примером Вы сможете донести до ребенка простые истины и приучить его к порядку!

 

 

Это интересно: