→ Проведение коррекционного часа в логопедической группе. Планирование и организация коррекционного часа в логопедической группе. Заведующая. Ежедневный комплекс упражнений

Проведение коррекционного часа в логопедической группе. Планирование и организация коррекционного часа в логопедической группе. Заведующая. Ежедневный комплекс упражнений

План-программа коррекционных часов по лексическим темам для детей с ОНР.

Составили: воспитатели Гончарова Т. А., Климова В. В.

Воспитатель логопедической группы для детей с нарушениями речи выполняет помимо общеобразовательных задач ряд коррекционных:

  • закрепление у детей речевых навыков по заданию логопеда;
  • проведение фронтальных занятий по развитию речи, пополнение, активизация словарного запаса в процессе всех режимных моментов;
  • систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи;
  • развитие у детей памяти, внимания, - процессов, тесно связанных с речью;
  • совершенствование словесно-логического мышления ребёнка как одной из функций речи;
  • развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики, также связанной с речевой функцией.

Деятельность воспитателя по преодолению речевых дефектов организуется и осуществляется совместно с логопедом. При изучении каждой лексической темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования. Необходимо уточнить с логопедом, какие виды предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения.

Специфика работы воспитателя логопедической группы включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда (логочаса). Данный вид деятельности организуется воспитателем во второй половине дня, как правило, после полдника.

Коррекционное занятие воспитатель проводит ежедневно во второй половине дня, длительностью 45 минут. Оно обязательно для всех детей,независимо от того, есть ли задание логопеда или нет.

Первые 20 минут используются для исправления у детей выявленных недостатков по различным видам деятельности. Все задания должны быть подобраны с учётом особенностей и возможностей детей. Если 2-3 ребёнка имеют сходный дефект, можно давать однородные задания. По мере усвоения материала требования усложняются. В то время как дети выполняют индивидуальные задания, воспитатель работает с детьми, нуждающимися в закреплении материала, данного логопедом. Первая часть занятия заканчивается проверкой выполненной детьми работы. Вторая часть после физкультминутки направлена на закрепление и уточнение, расширение словаря.

Требования к подготовке и проведению коррекционного часа:

1. Коррекционное занятие вносится в календарный план работы.

2. Раздаточный материал готовится воспитателем заранее.

3. Заранее планируются:

  • индивидуальные задания, направленные на коррекцию имеющихся отклонений в общем развитии детей;
  • задания, связанные с расширением и обогащением словаря;
  • физкультминутки.

4. Детские столы должны стоять так, чтобы дети видели воспитателя, а воспитатель - каждого ребёнка.

5. Задания логопеда отрабатываются по индивидуальным тетрадям детей.

6. Работая с детьми по заданию логопеда, воспитатель говорит обычным голосом, не применяя шёпотную речь.

Единой структуры проведения коррекционного часа не существует.

Мы разработали свою план-программу коррекционных часов по лексическим темам для детей с ОНР.

В основу программы положены принципы перехода от простого к сложному, принцип системности при изучении материала, который подобран с учётом актуальности тем для детей старшего и подготовительного к школе возраста, а также с учётом ведущей деятельности дошкольника - игровой.

Наш учитель-логопед для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР использует тематическое планирование Агранович З.Е. Наш план-программа соответствует этой тематике.

Структура коррекционного часа:

1. Игры на развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, наблюдательности, восприятия.

2. Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи.

3. Упражнения на развитие мелкой моторики.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Игры и упражнения на координацию речи с движением.

Примерное планирование коррекционных часов в старшей логопедической группе детей с ОНР.

Тема «Детский сад»

1.Развитие высших психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, наблюдательности.

«Посмотри и запоминай»

«Кто больше вспомнит помещений в нашем д/с?»

«Кто заботится о нас в д/с?»

«Кто что делает?»

«Назови одним словом»

«Четвертый лишний»

«Отгадай загадки»

2. Развитие словаря и грамматического строя речи.

«Скажи какой»

«Назови ласково»

«Кто что умеет делать»

3. Мелкая моторика.

«Веселая дорожка» - из палочек.

«Дорисуй» (игрушки)

«Детский сад» из кубиков

«Большие и маленькие ладошки» из косточек и фасоли.

Шнуровка «Наш детский сад».

5. Пальчиковая гимнастика.

«Наша группа»

6. Упражнение на координацию движений и речи.

Тема «Перелетные птицы»

  1. « Улетают – не улетают»

« Какая птица улетела»

« Кто запомнил птиц больше»

« Опиши по памяти»

« Найди картинку»

« Отгадай, кто это»

« Кто лишний»

  1. « Опиши птицу» вариант 1

«Кто как выглядит »

«Птенчики»

«Чем питаются птицы»

« Что делают птицы»

« Писатель»

« Один – много»

  1. « Составь из частей птицу»

« Из палочек « Скворечник»

Упражнение «Дорисуй»

Раскатай тонкие колбаски и слепи гнездо.

«Покорми птиц» - сортировать семена на ощупь.

5. Пальчиковая гимнастика.

«Птичек стайка»

6. Упражнения на координацию речи с движением.

«Дождик»

Тема «Игрушки»

  1. «Чем похожи, чем отличаются»

«Найди картинку»

«Запомни и назови»

«Чего не стало»

«Что изменилось»

«Найди игрушку»

«Из чего сделана».

  1. «Подбери признак»

«Назови ласково»

«Подбери действие к предмету»

«Один и два»

«Мой, моя, мое»

«Какой, какое, какая»

«Почини игрушку»

«Магазин»

  1. Выложи неваляшку из грецких орехов и каштанов.

«Собери мишку (кошку) – игрушка на пуговицах.

Из палочек «Флажки»

Шнуровка «Домик»

«Дорисуй» (неваляшка, ведерко)

  1. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы.
  2. Пальчиковая гимнастика.

«Игрушки»

  1. Координация речи с движением.

«Мячик мой».

Тема «Дикие животные наших лесов»

  1. «Угадай, кто это?»

«Лишняя картинка»

«Выбери нужное»

«Чем похожи, чем отличаются»

«Какие животные спрятались в лесу»

«Что перепутал художник»

«Звери заблудились»

  1. «Театр»

«Кто домашний, а кто дикий»

«Чей хвост, чья голова?»

«Кого мы видим в зоопарке?»

«Найди свой домик»

«Большие и маленькие»

«Назови семью»

«Кому что дадим?»

  1. Нарисуй зайчика веревочкой.

«Сложи животное» (медвежонок, зайчонок)

«Дорисуй животное».

Обведи животное по шаблону и закрась.

Поиграем «Медведь».

  1. Пальчиковая гимнастика.

«Сидит белка на тележке».

«Зайчик»

  1. Индивидуальная работа по разделам общеобразовательной программы.

Тема «Транспорт»

  1. «Подумай и отгадай»

«Что перепутал художник»

«Чем похожи, чем отличаются»

«Отличи по памяти»

«Запомни картинку»

«Пустой квадрат»

«Логические концовки»

  1. «Кто управляет этим видом транспорта?»

«Писатель»

«Путешественник»

«Пересчитай различные виды транспорта»

«Подбери кружок»

«Заправь бензобак»

«Один – много»

«Ремонтная мастерская»

«Регулировщики»

«Для чего используется этот вид транспорта»

  1. Выложи машину из палочек.

«Лодочка» из геометрических фигур.

Построй самолет, машину из ЛЕГО.

«Вертолет» из природного материала.

Обведи транспорт по трафарету и закрась.

  1. Индивидуальная работа по разделам общеобразовательной программы.
  2. Пальчиковая гимнастика.

«Есть игрушки у меня».

  1. Упражнение на координацию речи с движением.

«Теплоход».

Тема «Зима (обобщение)»

  1. «Найди картинку»

«Угадай, что я загадала?»

«На что похоже»

«Что лишнее»

«Помоги художнику»

«Выбери нужное»

«Опиши по памяти»

  1. «Подбери признак»

«Кормушка»

«Кто как зимует»

«Разложи по палочкам» (одежда)

«Какой, какая, какое?»

«Закончи предложение»

«Чье жилище?»

  1. «Елочка» - оригами.

«Санки» из палочек.

«Чудесный лес» дорисовывание неопределенных фигурок и линий.

«Найди шишку» (сосна, ель, кедр, лиственница) на ощупь.

Танграм «Лиса».

  1. Индивидуальная работа по разделам общеобразовательной программы.
  2. Пальчиковая гимнастика.

«Пирог»

  1. Упражнение на координацию речи с движением.

«Снеговик»

Тема «Мамин праздник. Женские профессии»

  1. «Найди ошибку»

«Что лишнее»

«Кому что нужно» Логическое лото

«Составь пары»

«Угадай, кто это?»

«Выбери нужное»

«Чем похожи, чем отличаются»

  1. «Кем работает моя мама?»

«Назови мамину профессию»

«Подбери признак»

«Спор профессионалов»

«Кто что делает»

«Куклы идут на работу»

«Назови ласково»

«Кто что умеет делать»

«Кто чем работает»

  1. Из шнурка «Цветок для мамы»

Сложи из спичек «Коробка конфет»

Палочки и семена арбуза «Ваза с цветами»

Плетение косичек из шнура и завязывание бантиков.

Нанизывание бус.

  1. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы.
  2. Пальчиковая гимнастика.

«На блины»

«Помощники»

  1. Упражнение на координацию речи с движением.

«Маланья»

«Маму я свою люблю»

Тема «Моя семья»

  1. «Покажи, кто где?»

«О ком я говорю»

«Чей портрет»

«Что перепутал художник»

«Опиши по памяти»

«Чем похожи и чем отличаются»

  1. «Чей, чья, чье, чьи?»

«Подбери признак»

«Сравни кто старше»

«Скажи наоборот»

«Назови ласково»

«Имя – отчество»

  1. Конструирование из спичек и пластилина «Дом».

Разрезные картинки «Составь портрет».

«Помоги бабушке» (сортировка крупы).

Наматывание ниток на катушку.

«Дорисуй» (старик, ребенок, взрослый мужчина).

  1. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы.
  2. Пальчиковая гимнастика.

«У бабы Фроси»

«Как у нас семья большая»

  1. Упражнение на координацию речи с движением.

«Помощники».

Примерное планирование коррекционных часов в подготовительной логопедической группе детей с ОНР.

Тема «Домашние животные»

«О ком я говорю»

«Кто лишний»

«Пустой квадрат»

«Опиши по памяти»

«Парочки»

«Покорми животных»

«Живой уголок»

«Путаница»

2. «Сложи животное»

«Чья мама, чьи детки»

«Кто чем защищается»

«Чего не хватает»

«Спор животных»

«Писатель»

«Кто как ест»

«Самый главный»

  1. «Сложи животное» (части тела)

Из палочек «Корова»

Из спичек «Кот»

Вылепи из шариков «Лошадка»

Танграм «Собачка»

  1. Формирование навыков звукового анализа.
  2. Пальчиковая гимнастика.

«Буренушка»

  1. Упражнение на координацию речи с движением.

«Хозяюшка»

  1. Индивидуальная работа по разделам общеобразовательной программы.

Тема «Перелетные птицы (весна)»

  1. «Четвертый лишний»

«Парочки»

«Улетает – не улетает»

«Узнай по описанию»

«Угадай, кто улетел?»

«Пустой квадрат»

«Смысловые ряды»

  1. «Что делают птицы?»

«Писатель»

«Один – много»

«Самая главная»

  1. Танграм «Птица»

Оригами «Грач»

Построй из спичек скворечник.

Нарисуй птиц по трафарету и раскрась.

Рисование шнурком «Птица».

  1. Звуковой анализ.
  2. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы.
  3. Пальчиковая гимнастика.

«Ласточка»

  1. Упражнение на координацию речи с движением.

«Лебеди летят».

Тема «Звери наших лесов»

  1. «Четвертый лишний»

« Что изменилось?»

« Запомни – положи»

« Кто в нашем лесу живет?»

« Какие животные спрятались в лесу?»

« Что перепутал художник?»

  1. « Писатель»

« Чей хвост, чья голова?»

« Кого мы видим в зоопарке»

« Большие и маленькие»

« Путаница»

« Кто чем защищается»

« Много – нет», « 1-2-5-9»

«Самый главный»

  1. « Сложи животное» («Ералаш»).

« Дорисуй»

Рисование по трафарету и штриховка

« Рисуем веревочкой»

« Выложи животное из листьев и семян»

« Танграм» (звери)

  1. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы
  2. Пальчиковая гимнастика

« Сидит белка на тележке»

« Под высокою сосной». (Агранович, с. 29)

  1. Упражнения на координацию речи с движением

« Заяц Егорка»

« Ежик и барабан»

Тема «Осень (обобщение)»

  1. «Когда это бывает?»

«Убери лишнюю картинку»

«Улетают – не улетают»

«Что сначала, что потом»

«Что перепутал художник?»

«Отгадай загадку».

  1. «Подбери признак»

«Писатель» (по картине, по плану)

«Подбери родственные слова»

«Подбери действие»

«Путаница» (деформированная фраза).

«Правильно – неправильно»

  1. «Составь узор» (из семян, листьев).

«Выложи дерево из палочек (разными способами)».

Танграм «Птица»

«Дорисуй»

«Обведи по контуру и вырежи»

  1. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы.
  2. Пальчиковая гимнастика.

«Осень», «Осенние листья».

  1. Упражнение на координацию речи с движением.

«Дождик», «Урожай», «Листья».

Тема «Библиотека»

  1. «Четвертый лишний» (добрый – злой персонаж)

«Из какой сказки герои?»

«Кто лучше видит? Кто больше знает?»

«Кто не собьется?»

«Выполни по картинкам»

  1. «Книжный магазин» (описательные рассказы)

«Библиотека»

«Викторина по русским народным сказкам»

«Поиграем в сказку»

«Кто они и откуда»

«Конкурс стихов»

«Чьи это вещи»

(Игры из книги «Учимся любить книгу» О.Джежелей, Н.Свелловская).

  1. «Переплетная мастерская»

«Сделай сам» (книжки-малышки из старых книг).

«Вырежи и наклей»

  1. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы.
  2. Пальчиковая гимнастика.

«Игрушки»

  1. Упражнение на координацию речи с движением.

«Расскажи стихи руками».

Тема «Игрушки. Русская народная игрушка»

  1. «Назови игрушку» (из чего сделано?)

«Четвертый лишний»

«Что изменилось?»

«Чего не стало»

«Найди 2 одинаковые игрушки»

«Где спрятана матрешка»

  1. «Писатель»

«Магазин русской игрушки»

«Назови признак»

«Назови действие»

«1-2-5-9»

«Чей, чья, чье?»

«Узнай на ощупь».

  1. «Дорисуй»

«Геометрическое лото» (игрушки)

«Собери матрешку»

«Составь фотографию» (разрезные картинки).

Шнуровка, вырезание и наклеивание игрушек из книг.

  1. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы.
  2. Пальчиковая гимнастика.

«Игрушки»

«Есть игрушки у меня»

  1. Упражнение на координацию речи с движением.

«Мы веселые матрешки».

Тема «День защитника Отечества. Военные профессии»

  1. «Угадай мою профессию»

«Что кому нужно»

«Четвертый лишний»

«Что перепутал художник»

«Продолжи ряд»

«Что прибавилось?»

  1. «Кто защищает Отечество?»

«Скажи иначе»

«Подскажи словечко»

«Один – много»

«Назови профессии воинов по образцу»

  1. Обведи по шаблону боевую технику и заштрихуй.

Выложи тоже из палочек.

«Корабль» из семян кукурузы и фисташковых скорлупок.

Завязывание морских узлов из шнурков.

«Азбука Морзе» выкладывание крупы (рис или гречка) на слух.

  1. Работа по звуковому анализу.
  2. Индивидуальная работа по общеобразовательной программе.
  3. Пальчиковая гимнастика.

«На постой»

  1. Физкультминутка.

«Если ты солдатик смелый».

Тема «Животные холодных и жарких стран»

  1. «Четвертый лишний»

«Кого не стало»

«Фотограф»

«Звери заблудились»

«Кто где живет» (или «Где мой домик?»)

«Кто чем питается»

«Собери фотографию»

  1. «Медведи» (Агронович, с. 107)

«Подбери признак»

«Узнай животного», «Кто живет в Африке?»

«Писатель»

«1-2-5-9»

«Прогулка в зоопарк»

«Назови ласково»

«Театр»

«Чего не хватает?»

«Загадки»

  1. «Дорисуй»

«Геометрическое лото» (звери)

«Танграм» (звери)

«Выложи из семян и листьев животное».

«Мозайка» (по схеме).

  1. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы.
  2. «Звери шли на водопой».

Тема «День космонавтики»

  1. «Четвертый лишний»

«Где ракета?» (ориентировка на плоскости)

«Разложи планеты по порядку»

«Запомни и назови»

  1. «Подбери признак»

«Подскажи словечко»

«Подбери родственное слово»

«Что я видел в космосе» (составление предложений)

«1-2-5-9»

«Полет на Луну» (составление предложений)

«Я начну, а ты продолжи»

  1. «Дорисуй»

«Геометрическое лото» (ракета)

«Мозайка» (ракета, самолет)

«Выложи из спичек (палочек) ракету»

«Выложи из семян на тему: «Звездное небо»

Рисование по трафарету космических кораблей.

  1. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы.
  2. Упражнение на координацию речи с движением

«Самолет».

Тема «Школа. Школьные принадлежности»

  1. «Четвертый лишний»

«Собери ранец»

«Назови одним словом»

«Доведи Буратино до школы»

«Что изменилось?»

«Так или не так?»

«Найди два одинаковых предмета»

  1. «Чего не стало?»

«1-2-5-9»

«Подбери признак»

«Исправь ошибку в предложении»

«Я начну, а ты продолжи»

  1. «Выложи из спичек (палочек) школьные принадлежности»

«Дорисуй»

Шнуровка, рисование шнурком.

  1. Индивидуальная работа по коррекции разделов общеобразовательной программы.
  2. Пальчиковая гимнастика.

«Как у нас семья большая».

Литература:

Агронович З. Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР»

Васильева С. А. «Тематические словари в картинках»

Васильева С. А., Соколова Н. «Логопедические игры для дошкольников»

Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. «Коррекция ОНР у дошкольников»

Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР»


Разделы: Логопедия

В логопедической группе особенно важно, насколько тесно сотрудничают учителя-логопеды и воспитатели. Одним из средств осуществления такого взаимодействия являются коррекционные часы, которые проводятся воспитателями по заданиям учителей-логопедов.

Очень важно проводить коррекционный час систематически, не заменяя его другими видами деятельности. Коррекционный час проводится ежедневно во второй половине дня. Его продолжительность регулируется программными требованиями, определёнными для каждой возрастной группы ДОУ.

Коррекционный час представляет собой фронтальную работу с детьми - обязательный, ежедневно повторяющийся комплекс упражнений и заданий, предлагаемый учителем-логопедом согласно календарного и перспективного планирования.

Фронтальная работа включает в себя игры, упражнения и задания, способствующие развитию артикуляционной и мелкой моторики, дыхательной функции, развитию всех компонентов импрессивной и экспрессивной речи (грамматического строя речи, фонетических и фонематических представлений, диалогической речи, речевого общения в целом), а также неречевых психических функций (слухового, речеслухового и зрительного внимания и восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти и т.д.)

Ежедневный комплекс - артикуляционная и дыхательная гимнастика, игры и упражнения на развитие мелкой моторики и совершенствование всех компонентов речевой системы, подвижные игры и упражнения.

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно в начале коррекционного часа. Выполнение упражнений возможно строго при наличии у ребёнка индивидуального зеркала, которое должно быть устойчивым и соответствовать гигиеническим требованиям. Необходимость зеркала при выполнении артикуляционных упражнений объясняется возрастными несовершенствами детского развития – они пока ещё не ощущают положения своего тела и его частей в пространстве. Ввиду этого детям необходим зрительный контроль над выполнением упражнений. Кроме того важно не только организовывать зрительный контроль, но и привлекать тактильные ощущения, подготавливая детей к выполнению упражнений без зрительной опоры (старшая и подготовительная к школе группы), поскольку наличие последней не всегда возможно в процессе свободного общения. Ребёнок должен уметь ощущать и контролировать себя с опорой на эти ощущения.

Перед началом выполнения артикуляционной гимнастики у каждого ребёнка обязательно должен быть индивидуальный платочек или салфетка. Сразу после выполнения упражнений зеркала и салфетки убираются воспитателем.

При выполнении артикуляционной гимнастики воспитатель, в зависимости от возраста детей, должен являться образцом выполнения данных упражнений. Так, в младшей группе обязателен показ упражнения воспитателем и синхронное с детьми его выполнение. В средней группе возможно выполнение упражнений по речевой инструкции, но, при затруднении, воспитатель так же демонстрирует образец. Наконец, в старшей и подготовительной к школе группах проведение артикуляционной гимнастики ограничивается чёткой речевой инструкцией воспитателя.

Для проведения артикуляционной гимнастики воспитатель обязан знать и владеть методикой, знать цель каждого артикуляционного упражнения и уметь чётко и правильно выполнять все упражнения комплексов.

Особо следует обратить внимание воспитателей на контроль за качеством выполнения упражнений детьми. Важно следить за продолжительностью данного этапа, которая составляет 5-7 минут (вне зависимости от возраста детей). Количество повторов каждого упражнения не должно превышать 6 раз, но и не должно быть меньше 3-х (в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда) и выполняться строго под счёт до 6-ти. После каждого выполнения воспитатель обязательно напоминает детям о необходимости сглотнуть слюнки.

Дыхательная гимнастика включается в структуру коррекционного часа логопедом по необходимости, исходя из особенностей детей группы, и представляет собой комплекс последовательных упражнений по развитию физиологического и речевого дыхания. При проведении дыхательных упражнений воспитатель должен строго следовать методическим рекомендациям и инструкциям к ним (не поднимать плечи, не надувать щёки, придать определённое положение ребёнку и т.п.)

Пальчиковая гимнастика является следующим немаловажным компонентом ежедневного комплекса упражнений. Игры и упражнения для гимнастики подбираются с учётом возраста детей и тематического плана (лексических тем). Несмотря на кажущуюся простоту этого вида работы, он играет значительную роль в речевом развитии дошкольников. От качества выполнения упражнений для развития тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук зависит эффективность коррекционной работы в целом (овладение графомоторными навыками и речевое развитие в общем).

Специфика выполнения игр и упражнений для развития мелкой моторики определяется возрастом детей. В младшей группе движения выполняются каждой рукой в отдельности. В средней группе допускается объединение движений обеих рук, т.е. выполнение движений обеими руками одновременно. Для детей старшей и подготовительной к школе групп обязательно выполнение упражнения обеими руками одновременно.

Для повышения качества выполнения упражнений детьми воспитатель должен сам чётко знать текст упражнений и соответствующие ему движения и требовать того же от детей. При этом темп речи и выполняемых движений должны совпадать. Для этого обязательно заранее ознакомиться с текстом упражнения и знать его наизусть, что позволит осуществлять адекватный контроль за выполнением детьми задания и оказывать необходимую помощь при затруднениях.

Игры и упражнения на развитие и совершенствование всех компонентов речевой системы – это задания, которые подбираются учителем-логопедом для закрепления материала, пройденного на подгрупповых логопедических занятиях. Они соответствуют возрасту детей и этапу коррекционной работы специалиста.

Подвижные игры и упражнения подбирают с учётом возрастных особенностей детей, специфики речевых недостатков, этапа коррекционной работы и тематического планирования.

В процессе проведения подвижных игр закрепляется и автоматизируется пройденный материал. Кроме того, посредством подвижных игр решаются важные воспитательные задачи.

Следует отметить, что для организации и проведения коррекционного часа воспитателю необходимо иметь картотеку соответствующего игрового (игрушки, настольные игры и т.п.), иллюстративного и речевого материала:

Комплект предметных картин (демонстрационных и индивидуальных) по лексическим темам;

Комплект развивающих и дидактических игр в соответствии с возрастом детей и программными требованиями;

Комплект сюжетных картин для составления предложений, рассказов;

Картотеку речевого материала (стихов, загадок, рассказов, сказок, пословиц и поговорок) согласно тематическому плану;

Картотеку пальчиковых игр и упражнений согласно перспективному плану на год;

Картотеку подвижных игр и упражнений в соответствии с лексическими темами.

Комплекты специального иллюстративного (предметные и сюжетные картины, схемы) и речевого материала для закрепления знаний и умений, полученных детьми на логопедических занятиях (для работы над слоговой структурой речи, автоматизацией различных групп звуков, для закрепления лексико-грамматических категорий и т.п.)

Продолжительность фронтальных занятий регулируется программными требованиями и возрастом детей (для младшей группы – 10-15 минут, для средней группы – 15-20 минут, для старшей группы – 20-25, для подготовительной к школе группы – 25-30 минут).

Индивидуальная работа воспитателя с детьми направлена на развитие и совершенствование звуковой культуры речи и соответствует этапу коррекционной работы учителя-логопеда с каждым из детей группы.

Особенность индивидуальной работы состоит в том, что воспитатель организовывает её не только во второй половине дня, но и в любое свободное время. Для проведения индивидуальной работы воспитатель должен знать особенности речевого недостатка каждого ребенка, этап коррекционной работы с дефектно произносимым звуком, должен владеть методикой работы со звуками. С этой целью учителя-логопеды составляют экран звукопроизношения, где наглядно изображен звуковой профиль группы.

Для проведения индивидуальной работы в групповом помещении должен быть оформлен “речевой уголок”, оборудованный детским рабочим столом, настенным зеркалом, отвечающим гигиеническим требованиям, индивидуальными гигиеническими салфетками, картотекой комплексов артикуляционных упражнений, картотекой комплексов дыхательной гимнастики, картотекой иллюстративного, речевого и игрового материала для отработки звукопроизносительных навыков со всеми группами звуков на различных этапах коррекционной работы, картотекой игр и упражнений для развития тонких дифференцированных движений пальцев рук, картотекой иллюстративного и речевого материала для отработки всех типов слоговой структуры.

Продолжительность индивидуального занятия с каждым ребенком не должна превышать 10 – 15 минут, в зависимости от его индивидуальных и возрастных особенностей.

При проведении индивидуальной работы воспитатель должен находиться рядом с ребёнком перед зеркалом, что обеспечит необходимый зрительный контроль за движениями и положением органов речи. Индивидуальная работа должна проводиться в условиях максимальной сосредоточенности ребенка и минимальном постороннем шуме.

Наконец, надо сказать, что воспитатель сам, прежде всего, должен являться образцом речи и поведения для детей. Он обязан пристально следить за правильностью, грамотностью и точностью построения собственных фраз и предложений, инструкций, за распространённостью и эмоциональной окрашенностью собственной речи, за тактичным обращением с детьми, имеющими особенности как речевого, так и психосоматического развития. Воспитание правильной речи у детей должно стать первостепенной задачей, которую решать надо повсеместно и каждому участнику всего коррекционно-образовательного и воспитательного процесса вне зависимости от этапа работы, режимного момента или возраста детей. Комплексное и компетентное воздействие на развитие детей, высокая заинтересованность и участие педагогов и специалистов групп позволят значительно повысить эффективность коррекционной работы и сократить её сроки.

Учителями-логопедами МБДОУ “Детский сад компенсирующего вида №1” города Салават составлен и апробирован сборник подобных комплексов для работы с детьми во всех возрастных речевых группах ДОУ. Пособие соответствует программным требованиям, перспективному планированию коррекционно-развивающей работы и предназначено для воспитателей и учителей-логопедов речевых групп ДОУ компенсирующего и комбинированного вида.

Хочется надеяться, что с помощью этого пособия воспитатели и учителя-логопеды смогут наиболее эффективно и методически верно организовывать коррекционную работу с дошкольниками, имеющими речевые патологии.

Ниже представлен полный комплекс игр и упражнений для коррекционной работы воспитателей младшей речевой группы ДОУ по лексической теме “Игрушки”.

Лексическая тема: “Игрушки”

Лексический материал: существительные: обобщающее понятие “игрушки”, названия игрушек – кукла, мяч, поезд, мишка, пирамида, машина, юла; глаголы: бегать, прыгать, играть, гулять, катать, крутить, бросать, кидать, укладывать, строить, собирать, налаживать; прилагательные: названия основных цветов, большой, маленький, новый, старый, красивый, любимый, мягкий; наречия: хорошо, плохо.

Ежедневный комплекс упражнений

1. Артикуляционная гимнастика.

Упражнение “Улыбка” - “Трубочка”

Упражнение “Заборчик”

Упражнение “Лопаточка”

2. Пальчиковая гимнастика.

Упражнение “Игрушки”

Есть игрушки у меня - на каждое название игрушки, загибают правой рукой по одному пальчику левой руки.
Паровоз и два коня,
Кукла, мячик, самолёт -
Все отправятся в полёт. Сжимают – разжимают кулачок левой руки в такт стихотворению.

Аналогично проводится упражнение с правой рукой.

3. Дыхательная гимнастика.

Цель: дифференцировать ротовой и носовой вдох – выдох.

Дети стоят в кругу. По инструкции воспитателя дети делают глубокий вдох ртом и плавный полный выдох носом. При выполнении упражнения воспитатель следит, чтобы плечи при вдохе не поднимались, щёки не надувались, а при выдохе плечи не опускались, спина не сутулилась.

Комплекс упражнений для закрепления тем логопедических занятий

Понедельник.

1. Дидактическая игра “Найди игрушку”

Цель: развивать зрительное внимание, наблюдательность; расширять, уточнять и активизировать словарь по теме.

Воспитатель располагает игрушки в различных местах группового помещения. Дети ищут игрушки, передвигаясь по группе.

Найдите, где мяч. (дети находят игрушку)

Это что? (Это мяч.)

Аналогично провести игру с остальными игрушками.

2. Дидактическое упражнение “Один - много” (с опорой на предметные картинки).

Цель: развивать умение понимать, образовывать и употреблять в речи форму множественного числа существительных в именительном падеже.

Воспитатель демонстрирует детям предметные картинки с изображением одной и нескольких игрушек.

Воспитатель: - Покажи, где кукла / машины.

Это что?

Ребёнок: - Это кукла / Это машины.

Аналогично провести работу с остальными картинками. Необходимо, чтобы каждый ребёнок образовал как форму единственного числа имени существительного, так и множественного.

1. Дидактическое упражнение “Один - одна” (с опорой на предметные картинки)

Цель: развивать умение согласовывать числительные “один”, “одна” с существительными.

Воспитатель демонстрирует детям куклу и предметные картинки с изображением одной игрушки на каждой.

Воспитатель: - Это кукла Маша. У неё есть игрушки. (Дети называют картинки с изображением игрушек: “Это кукла / машина и т.п.”)

Воспитатель: - Сколько кукол у Маши?

Ребёнок: - Одна кукла.

Воспитатель: - Сколько мишек у Маши?

Ребёнок: - Один мишка.

Аналогично провести работу по остальным картинкам, чтобы ответил каждый ребёнок.

2. Развитие координации речи с движением.

Подвижная игра “Раз, два, прыгай мячик!”

Раз, два – прыгай мячик, правой рукой имитируют удары по мячу об пол
Раз, два – и мы поскачем. ставят руки на пояс
Девочки и мальчики прыгают в такт стихотворению
Прыгают, как мячики.

3. Дидактическое упражнение “Четвёртый лишний” (с опорой на предметные картинки)

Цель: развивать умение обобщать и классифицировать предметы по общему признаку.

Воспитатель демонстрирует серии из четырёх предметных картинок и объясняет, что одна картинка не похожа на остальные три, не подходит к ним – лишняя. Дети называют каждую картинку и выбирают лишнюю, объясняя свой выбор.

Воспитатель: - Какая картинка лишняя? Почему?

Ребёнок: - Конфета. Потому что не игрушка.

Варианты картинок:

  • мишка, поезд, машина, конфета;
  • пирамидка, лошадка, юла, огурец;
  • кукла, мяч, яблоко, кубики;
  • мяч, мальчик, ведёрко, скакалка;
  • юла, песочница, самолётик, кораблик.

1. Дидактическое упражнение “Большой - маленький” (игра с мячом)

Цель: развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Дети с воспитателем стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч каждому ребёнку по очереди, начиная фразу об игрушке, ребёнок договаривает фразу воспитателя, называя игрушку ласково, и возвращает мяч.

Воспитатель: - Большой мяч, а маленький…

Ребёнок: - …мячик.

Таким образом провести упражнение с каждым ребёнком.

2. Развивающее упражнение “Прятки”

Цель: развивать зрительное внимание и память.

Воспитатель демонстрирует серию из пяти предметных картинок с изображением игрушек. Дети рассматривают картинки и называют их. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одну картинку. Дети, открыв по инструкции воспитателя глаза, называют, какая картинка спряталась. Если дети легко справляются с заданием можно усложнить его, убирая одновременно по две картинки. после нескольких раз упражнение можно повторить ещё раз, поменяв картинки на другие.

1. Дидактическая игра “Игрушки заболели”

Цель: закреплять артикуляцию звука [а], развивать длительный фонационное дыхание (длительный плавный выдох при произнесении звука [а]).

Каждый ребёнок выбирает себе игрушку, из предложенных воспитателем. Воспитатель объясняет, что у игрушек болит горло и им надо показать горлышко доктору, широко открыв рот и произнося звук [а]. Воспитатель играет роль доктора Айболита. “Игрушки” по очереди приходят к доктору и показывают горло, произнося длительный звук [а].

2. Упражнение “Весёлые игрушки”

Цель: развивать слуховое внимание, чувство ритма.

Воспитатель рассказывает стихотворение о весёлых игрушках и предлагает детям повторить за игрушками:

Кукла с мишкой

Громко топают: I, III, II, IIII, I, III, II.

И в ладоши громко хлопают: II, I, III, II, I, IIII, II.

Воспитатель воспроизводит ритм. Дети повторяют услышанный ритм.

Упражнение проводится несколько раз так, чтобы каждый ребёнок индивидуально смог повторить ритм.

1. Чтение и беседа по содержанию стихотворения “Мишка косолапый”.

Цель: развивать понимание содержания стихотворений, развивать умение отвечать на вопросы по содержанию стихотворения.

Воспитатель читает детям стихотворение и задаёт вопросы по его содержанию.

2. Заучивание и инсценирование стихотворения.

Цель: развивать интонационную выразительность речи, навык связной речи, творческое воображение.

Дети проговаривают стихотворение совместно с воспитателем, обсуждают, с какой интонацией надо его рассказывать и почему – весело, грустно, сердито, грубым голосом или тоненьким голоском.

Дети повторяют стихотворение самостоятельно хором и индивидуально, имитируя соответствующие движения.

Мишка косолапый идут широко расставив ноги, переваливаясь с ноги на ногу
По лесу идёт,
Шишки собирает наклоняются, имитируя сбор шишек
И в карман кладёт. “кладут” шишки в карман
Вдруг упала шишка хватаются за голову, показывают удивление
Прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился ставят руки на пояс, изображают сердитое выражение лица
И ногою – топ! сердито топают ногой.

Художественная литература:

  • Стихи А.Л.Барто “Игрушки”.
  • Загадки об игрушках.

наталья трунова
Коррекционный час в подготовительной логопедической группе «Зимние забавы»

Конспект коррекционного часа в подготовительной логопедической группе

по теме «Зимние забавы »

Коррекционно -образовательные задачи :

Закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях ;

Уточнять знания о зимних , забавах ;

Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, в единственном числе и во множественном числе;

Образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов);

Развитие связной речи, упражнять в составлении сложносочинённых предложений с союзом А;

Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы » ) ;

Коррекционно-развивающие задачи :

Расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы »

Совершенствовать навыки словоизменения;

Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

Развивать фонематическое восприятие;

Совершенствовать навыки связной речи;

Учить согласовывать речь с движениями;

Развивать общую и мелкую моторики;

Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Развитие личностных качеств : любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу, самостоятельности

Коррекционно-воспитательные цели :

Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Ход занятия:

1. Звучит фонограмма «Волшебные звуки вьюги»

Ребята, как вы думаете, что это за звуки? На что они похожи?

(Воет метель, дует сильный ветер, вьюга)

В какое время года это бывает? (зимой)

А какое время года у нас сейчас?

Вы знаете какой сейчас идет зимний месяц ? (январь)

Какие зимние месяцы вы знаете еще?

Давайте вспомним «Без чего не бывает зимы?»

Я раздам вам картинки, а вы на мой вопрос по очереди будете отвечать :

«Не бывает зимы без. (снега, сосулек, санок, горки) ».

2. Чистоговорка «Зима» :

Ма-ма-ма – пришла снежная зима.

Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.

Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки

Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.

Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз.

Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.

3. Дыхательная гимнастика

Как подул Дед Мороз в воздухе морозном

Полетели, закружились ледяные звёзды

Кружатся снежинки в воздухе морозном.

Падают на землю кружевные звёзды.

Вот одна упала на мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

«Подуй на снежинку»

Дети сдувают с ладошки снежинку (вырезанную из бумаги) .

4. Ребята, пока мы с вами говорили о зиме, вьюга оставила нам письмо.

Ребята, как вы думаете кто прислал нам его (ответы детей, отгадайте загадку

Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковный нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла.

(Снеговик)

Правильно! Давайте и мы с вами построим снеговика.

5. Пальчиковая гимнастика «Давай, дружок, смелей, дружок!»

Давай, дружок, смелей, дружок!

(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком.

(Рисуют в воздухе круг)

И станет ком снеговиком.

(Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)

Его улыбка так светла!

(Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)

Но солнце припечёт слегка –

(Дети поднимают руки вверх)

Увы! И нет снеговика!

(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

Молодцы! Получился у нас снеговик не простой, любопытный, озорной.

Я хочу знать, чем ещё ребята занимаются зимой?

(катаются на лыжах, коньках, санках, играют «в снежки» .)

6 .Найди отличия «Большой и маленький» .

Посмотрите, два снеговика, один большой, а другой маленький, я буду говорить про большого снеговика, что у него есть, а вы – про маленького :

У большого снеговика красный нос. – У маленького снеговика красненький носик.

Чёрные глаза

Пушистая елка

Синее ведро

Длинный красный шарф

Быстрый снегокат.

У нас еще есть зимние слова , давайте их тоже назовем ласково.

(словарь по теме)

7. А давайте, поиграем со словом «снеговик» , я начну предложения, а вы закончите его словом «снеговик»

Мы решили слепить…. (снеговика) .

Мы приделали нос-морковку нашему …. (снеговику) .

Мы показали соседям нашего …. (снеговика) .

Мы играли с нашим …. (снеговиком) .

Мы всем рассказали о нашем …. (снеговике) .

Давайте его скорее откроем. Ой, а здесь несколько конвертов,а вот и задание

Сложите картинки и вы попадете в зимнюю сказку

8. Сложи картинку «Зимние забавы » .

9. Упражнение на координацию движения и речи «Зимние забавы » (Н. Нищева) .

Мы бежим с тобой на лыжах, (Дети изображают ходьбу на лыжах.)

Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках, (Изображают бег на коньках.)

Но упали мы. Ах! (Падают.)

А потом снежки лепили, (Стоят, сжимая воображаемый снежок ладонями.)

А потом снежки катили, (Катят воображаемый комок.)

А потом без сил упали (Падают.)

И домой мы побежали. (Бегут по кругу.)

8. Отгадай загадку и покажи отгадку

Сажусь и качусь,

С горы я мчусь,

Но это не санки,

А просто … (ледянка) .

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка.

На бруски набил я планки,

Дайте снег! Готовы … (санки) .

Он на вид – одна доска,

Но зато названьем горд,

Он зовется… (сноуборд) .

Два березовых коня

По снегам несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их … (лыжи) .

Зима в подарок нам даёт

Румяные деньки.

Скорей на снег,

Скорей на лёд,

На лыжи и … (коньки) .

На ледяной площадке крик,

К воротам рвется ученик.

Кричат все : «Шайба! Клюшка! Бей!»

Веселая игра … (хоккей) .

Вдруг отточенным движеньем

Хвать винтовки – и стрелять!

Бьют прицельно по мишеням,–

Раз, другой, четыре, пять.

И помчались под уклон.

Что же это? … (Биатлон.)

10. Назовите зимние виды спорта

Ролевая игра «Почему так назван?»

конькобежец (бегает на коньках) ;

саночник (катается на санках) ;

лыжник (катается на лыжах) ;

хоккеист (играет в хоккей) ;

фигурист (занимается фигурным катанием) .

Ролевая игра «Кому что нужно?»

Клюшка нужна …. (хоккеисту) .

Коньки нужны …. (конькобежцу) .

Санки нужны … (саночнику) .

Лыжи нужны … (лыжнику) .

Шайба нужна … (хоккеисту) .

11. Расскажите, как на каникулах отдыхали вы.

12. Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения.

А теперь вы мне это изобразите. Давайте присядем на сугроб, чтобы было удобно.

«Хоккей» - «шайбу» (язык) загоняем в «ворота» (щеки) . Рот закрыт.

«Фигуристы» - облизать языком губы («Вкусное варенье» ).

«Снеговики радуются морозу»

Надуть щёки. Весёлое выражение глаз.

«Горка»

Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой» .

«Горка закрывается - открывается»

Сделать «горку» , а потом не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы – в улыбке, зубы видны, а затем открыть снова рот (язык всё время упирается в нижние зубы) . Повторить движения 5-6 раз.

Мимические упражнения :

Порадовались победе!

Огорчились неудаче.

Сосредоточились на старте.

13. Снеговик : Спасибо вам ребята, повеселили вы меня, а что вам больше всего понравилось? Что было труднее всего? (ответы детей) . На прощание я хочу вам подарить картинки – раскраски «Зимние забавы » У меня лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими карандашами.

Изготовление коллажа «Зимние забавы »


Керус Наталья Каримулловна

Рекомендации к проведению коррекционных занятий в речевой группе детского сада. Работа воспитателя в логопедических группах главным образом подчинена устранению дефектов речи и развитию общих качеств и свойств личности ребенка. Вместе с этим воспитатель группы реализует комплексную программу образовательного стандарта и готовит ребенка к обучению в школе. Педагогический эффект в решении этой сложной проблемы зависит от творческого, профессионального контакта логопеда, специалистов ДОУ и воспитателя, то есть всех участников единого коррекционного процесса, что успех в формировании речи у дошкольников с речевыми нарушениями во многом зависит от того, насколько продуктивно осуществляется процесс закрепления речевых умений и навыков, приобретаемых детьми под руководством логопеда на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Традиционно складывалось, что работа воспитателя в речевой группе отличается от работы воспитателя массового сада тем, что он проводит во второй половине дня работу по заданию логопеда. Но коррекционная работа не должна ограничиваться только этим.
Современные подходы к коррекции речевых недостатков воспитанников логопедических групп требуют четкой организации, последовательности и взаимосвязи в работе всех участников единого коррекционного процесса. Мониторинг воспитанников детского сада на протяжении многих лет показал, что дети логопедических групп, кроме нарушений речи, имеют значительные затруднения в овладении счетными операциями, в овладении навыками рисования, конструирования, явно прослеживается несформированность психических функций мышления, внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы. Что у таких детей и в старшем дошкольном возрасте отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу. Кроме того, словарь указанных детей ниже возрастной нормы, они с трудом воспроизводят сложные слова, нарушают слоговую структуру слова, не используют в речи предложения сложных конструкций. Рассказы таких детей схематичны, примитивны, лишены эпитетов и сравнений. Им недоступно творческое рассказывание. Они допускают многочисленные ошибки на согласование, пропуски или замены предлогов - то есть, налицо нарушение всех компонентов языковой системы фонетики, лексики и грамматики.
У детей логопедических групп прослеживается нарушение мелкой моторики, они не соответствуют возрасту, и формирование графомоторных навыков требуют дополнительной работы и развития. Нарушение графомоторных навыков присутствуют у дошкольников на протяжении нескольких лет пребывания в логопедической группы. У значительного большинства детей с ОНР пальцы малоподвижные, движения их неточные и несогласованные. Кроме этого, поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, то у детей с нарушением речи словесно-логическое мышление менее развито по сравнению с детьми, не имеющими отклонений в развитии.
Все эти особенности детей речевых групп хорошо заметны любому воспитателю, работающему в логопедической группе. Но воспитатель должен не только замечать и наблюдать, он должен, прежде всего, изучить своих воспитанников. Для этого в начале учебного года воспитатель в обязательном порядке в период с 1-15 сентября обследует детей своей группы. Обследование длится не менее двух недель, и его результаты обязательно документально оформляются в педагогическом листе на каждого ребенка, а затем включаются в индивидуальную программу развития. На основе и с учетом данного обследования, воспитатель совместно с логопедом формирует подгруппы детей для дальнейшего наиболее полноценного проведения коррекционной работы. Обследование же поможет воспитателю выявить имеющиеся у детей навыки и умения, необходимые для осуществления различных видов деятельности, а так же зафиксировать пробелы в знаниях у детей, для того, чтобы впоследствии планировать коррекционную работу с учетом индивидуальных особенностей. Аналогичное обследование проводится в середине (до 25 января) и в конце учебного года (до 25 июня). Цель этого обследования - проследить динамику развития ребенка. Примерный наглядный материал подбирается специально и используется только для обследования. После проведенного в сентябре (с 1-15 сентября) обследования воспитанников логопедической группы коррекционная работа проводится воспитателем совместно со всеми специалистами ДОУ в течение всего учебного года под руководством и контролем логопеда. Его ведущая роль во всем педагогическом процессе объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы и динамику всех коррекционных процессов. Воспитатель в логопедической группе является помощником логопеда в исправлении речевого и сопутствующих нарушений, это его главная и в то же время специфическая функция.
К коррекционным задачам, выполняемым воспитателем речевых групп, относятся следующие:
. Закрепление изученных речевых навыков на индивидуальных и подгрупповых занятиях;
. пополнение, уточнение и активизация словарного запаса в процессе всех режимных моментов; («оречевление» режимных моментов)
. систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
. развитие памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы - процессов, тесно связанных с речью;
. совершенствование словесно-логического мышления, как одной из функций речи;
. работа по развитию артикуляционной и пальцевой моторики.
. как конечный результат работы- формирование связной речи коррекционная работа в логопедической группе может быть спланирована следующим образом
. коррекционные занятия должны проводиться во второй половине дня с 15-30 до 16-15 не менее 2-3 раз в неделю. Они обязательны для всех детей.
Структура коррекционного занятия выглядит так:

  1. Организация детей на занятие
  2. . 2. Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.
  3. 3. Работа по расширению словаря и формированию грамматического строя речи, развитие связной речи.
  4. 4. Физминутка.
  5. 5. Самостоятельная работа детей по самокоррекции. При самостоятельной работе все задания, предложенные, детям должны быть строго индивидуализированы, однако при наличии у детей сходных недостатков, возможно объединение в подгруппы и одинаковые задания для детей одной группы.
  6. 6. Выполнение заданий логопеда проводится с отдельными детьми во время работы по самокоррекции. Индивидуальное занятие проводится обязательно перед зеркалом в начальный период работы, затем дети учатся осуществлять контроль за органами артикуляции с опорой на кинестетические ощущения.
  7. 7. Итог занятия.
Готовясь к коррекционным занятиям, воспитатель обязательно должен учесть следующие требования
. вносить коррекционное занятие в план (при традиционном планировании);
. наглядный материал к занятию готовить заранее;
. план коррекционного занятия должен обязательно содержать речевой материал для расширения словаря;
. в план обязательно включается перечень заданий для самокоррекции и содержание физминутки;
. необходимо помнить, что отбор речевого материала для коррекционных занятий делается с учетом тематики логопедических занятий, а также с учетом уровня развития фонетико-фонематической стороны речи у детей и в соответствии с требованиями учителя-логопеда. Кроме этого, в оставшиеся свободными от коррекционных занятий дни, проводятся индивидуальные занятия по устранению нарушений звукопроизношения по заданию логопеда. Эти занятия проводятся во второй половине дня. Воспитатель занимается с теми детьми, фамилии которых логопед записывает в специальной тетради для вечерних занятий Примерно это 3-4 человека.
Учитывая, что сетка занятий в логопедических группах переуплотнена и зачастую имеются нарушения норм САНиПИН по количеству занятий в неделю, коррекционный час можно не планировать как занятие, а организовать и спланировать как игровые упражнения по закреплению поставленных речевых функций. Тогда в ежедневных планах это должно быть отражено соответствующим образом.
Развитие артикуляционной моторики является еще одним важным разделом в работе воспитателя, и осуществляется с самого начала обучения.(в течение двух месяцев ежедневно обязательно, а далее по необходимости) Достаточно 5-и минутных каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить в любое время. (Смотри памятку по методике проведения артикуляционной гимнастики). Такая артикуляционная гимнастика впрямую улучшает произношение детей.
Режимные моменты; подготовка к приему пищи, одевание на физкультуру, прогулка, труд на участке и т.д. по значению и по времени занимают большое место в жизни дошкольников. Поэтому можно успешно использовать режимные моменты для закрепления и дальнейшего развития речевых навыков, полученных в процессе логопедических занятий. Целесоо6разно использовать с коррекционной целью естественно возникающие ситуации. Все режимные моменты можно наполнить целенаправленным общением детей между собой, а так же общением между детьми и персоналом. Большая часть лексико-грамматического материала, изучаемого на логопедических занятиях, может быть успешно закреплена вне занятий. Вне специальных занятий могут быть закреплены и поставленные логопедом звуки на этапе их автоматизации. В соответствии с целями логопедической работы процесс проведения режимных моментов можно организовать так, что6ы он способствовал развитию понимания обращенной речи; закреплению навыков, связанных с использованием диалогических форм общения; с практическим усвоением словообразования и т.д. В процессе общения возможно составление простых предложений по производимым, действиям; закрепление у детей навыков связной речи и составления коротких рассказов о выполняемых действиях.
Рекомендации 1. Материал, подлежащий закреплению, располагается на стенде группы, для родителей - в специальной папке в раздевалке. 2. Общение с взрослым всегда должно являться средством закрепления в спонтанной речи навыков правильного звукопроизношения. Пример подобной работы во время сбора детей на прогулку может выглядеть так Миша надевает штаны. Затем он наденет шапку, шубу и шарф. Следует заметить, что речь воспитателя, работающего в логопедической группе, должна быть четкой, правильной и грамотной,с орфоэпическими нормами произношения.
В свободной деятельности возможна коррекция не только речевая, могут решаться различные типы коррекционных задач к примеру, можно учить детей последовательно выполнять необходимые действия с учетом инструкции; производить действия по многоступенчатой инструкции, связно рассказывать о выполненных действиях и многое другое.
Еще одним разделом коррекционной работы является развитие мелкой моторики пальцев рук. Проводить упражнения по развитию мелкой моторики так же возможно вне специальных занятий. Воспитатель может предлагать детям, у которых заметны нарушения мелкой моторики, собирать мозаику из мелких деталей, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы, играть на детском пианино, собирать рассыпанные мелкие предметы и т.д. С этой целью в каждой группе оборудован соответствующий уголок с перечисленными предметами. Здесь ребенок, нуждающийся в тренировке мелкой моторики, всегда может выбрать игру по желанию.
Кроме перечисленных выше особенностей работы воспитателя в логопедической группе, хочется отметить еще одну у детей с общим нарушением речи, как правило, недостаточно сформирована игровая деятельность, и их просто необходимо учить играть. Для этого необходимо создать базу, подготовить запас знаний и впечатлений от реальной жизни, которые в наибольшей степени дети получают в ходе целевых прогулок. Перед такой прогулкой воспитателю обязательно следует наметить объем понятий, с которыми он собирается знакомить детей, словарь, который придется уточнить. Во время прогулки необходимо не только привлечь внимание детей к каким-то объектам, совершаемым действиям, но и называть их, а, кроме того, просить детей запоминать и повторять название. После того, как проведена экскурсия по определенной теме, можно приступать непосредственно к организации игры. Кроме игр в группе в коррекционных целях можно использовать и подвижные игры на улице. Главная цель подобных игр - развитие общей моторики и умения координировать стихотворный текст с правильными движениями.
Особая роль отводится работе с родителями. Индивидуальные консультации, практический показ, обучение простейшим приемам коррекции той или иной функции, объяснение заданий логопеда, привлечение к ведению индивидуальных тетрадей воспитанников (рисунки, штриховки, обводка и другое) - вот далеко не полный перечень деятельности воспитателя в работе с родителями. Очень важно, чтобы воспитатель контролировал, забирают ли домой тетрадь с заданием логопеда родители, приносят ли ее в сад и занимаются дома по ней. Важно убеждать родителей в необходимости подобной работы, т.к. устранение речевого дефекта невозможно без закрепления дома. Такой опыт работы показал, что проводимая таким образом коррекционная работа воспитателя в речевых группах даст эффект в решении сложной проблемы - устранению нарушений звукопроизношений у дошкольников.

Ребята, отгадайте загадку: «Без чего на белом свете, взрослым не прожить и детям. Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная (семья).

Правильно, это семья. А что такое семья? (Это родные люди, которые живут вместе). Семья есть у каждого из нас. Сегодня утром вы заметили изменения на нашей «волшебной» стене, что там появилось нового? А помогать сегодня будут нам, как всегда, наши чудесные язычки. Мы сделаем упражнения для языка «Лошадка». «Поскакали», пойдемте за мной.

Ребята, а наша доска мне показывает, что все вы пришли утром с хорошим настроением (нет ни одного синего кружка). Мне это очень приятно.

А что еще вы видите на нашей «волшебной» стене? (это фотографии вашей семьи).

Скажите, как зовут вашу маму, папу? Подумайте, как будут звать вас, когда вы будете взрослыми?

А кто еще есть на вашей фотографии?

А сколько человек всего в вашей семье? Посчитаем?

Подойдем к ковру, а язычки нам в этом помогут (упражнение «Лошадка»), садитесь, чтобы вам было удобно.

А как мы можем сказать про своих родственников, какие они?

Игра «Подбери признаки».

Подберите, как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке, сестрах и братьях.

Мама (какая) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, веселая, хозяйственная.

Папа (какой) - строгий, умный, сильный, спортивный, высокий, требовательный.

Бабушка (какая) - старенькая, седая, хозяйственная, отзывчивая, гостеприимная, мудрая, заботливая.

Дедушка (какой) - старый, мудрый, седой, трудолюбивый, мастеровой.

Сестра \ брат - веселая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, плаксивая, маленькая, большая, любимая, родная.

Ребята, в семье люди любят друг друга. Мы общаемся ласково со своими родственниками.

Игра «Назови ласково».

Мама - мамочка, мамуля, мамуленька, мамулечка, маменька.

Папа - папуля, папочка, папулечка.

Бабушка - бабуленька, бабулюшка, бабулечка, бабунюшка.

Дедушка - дедуля, дедулечка, дедунюшка.

Сын - сыночек, сынишка, сынуля, сынулечка.

Дочь - доченька, дочуленька, дочурка.

Внук - Внучок, внучек, внучечек.

Внучка - внученька, внучечка.

В семье все заботятся друг о друге и выполняют домашние обязанности и у нас с вами есть еще задание, которое нужно сделать, а помогут нам в этом наши язычки.

Упражнение «Качели».

(Выполнение заданий логопеда за столами)

1. Доделай бахрому на салфетке.

2. Помешай суп в кастрюле.

Ребята, я предлагаю вам игру и нам, еще раз, помогут язычки.

Упражнение «качели» для языка.

Игра «А ты мне кто»?

Вы встанете в круг, ведущий спрашивает:

«Я - мама, а ты мне кто?» (дочка, сын). Кто ответит становится ведущим и задает вопрос: «Я папа, а ты мне кто? Я брат, а ты мне кто? Я - бабушка, я - тетя, я - племянница, я - дедушка, я - муж».

Молодцы, ребята.

«Физкультминутка»

Но в это время: «Устала наша бабушка

Присела на порог:

«Куда пропал, куда пропал,

Куда пропал внучек?»

Подумала, поохала,

Пошла вокруг да около

Искать внучка сначала».

Я уже знаю, как зовут ваших родителей и вас, когда вы вырастите? Но имена есть не только у вас, но и наших пальчиков. Давайте вспомним, есть у нас: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. И дадим им порученье:

Пальчиковая гимнастика:

Большому - дрова рубить,

Указке - воду носить,

Середняку - печку топить,

Безымянке - обед варить,

А мальчишке - песни петь,

Песни петь, да плясать

Родных братьев забавлять.

Вот какие у нас есть пальчики, которые помогают нам в семье.

Ребята, а что еще необходимо семье? (Семье необходим дом). Может быть семья без дома? А может быть дом без семьи?

Как мы можем зайти в дом? (дом начинается с двери).

А где у нас в группе находятся замочки? Подойдите к ним, а язычки нам помогут.

Чистоговорка

Ва-ва-ва, дедушка колет дрова.

Ву-ву-ву, папа косит траву.

Ги-ги-ги, бабушка печет пироги.

Лы-лы-лы, мамочка моет полы.

шу-шу-шу, я весело пляшу.

Откройте замок, который вам нравится.

Упражнение «Открой замок»

У меня есть домики, но какие они грустные, пустые, а почему они грустные?

Подумайте, как можно оживить эти домики? (Включить свет, чтобы засветились окна).

Как мы можем это сделать? (с помощью пластилина, карандаша)

Выберите себе домик. Сегодня мы с вами будем «рисовать» пластилином. Вспомним, как нужно это сделать. Скатываем шарик, разминаем его, кладем на середину окошка и начинаем пальчиками растягивать и пододвигаем к углам и сторонам окна.

Выполнение работы.

У нас с вами есть у всех дома, утром семья уходит из дома, родители на работу, дети - в детский сад и школу, а вечером вся семья собирается дома и в квартирах загорается свет.

Очень хорошие, веселые домики у вас получились.

Показ слайдов о семье.

Ребята очень хорошо, когда вся семья собирается дома, когда все вместе вечером и ярко светят окна в каждой квартире. Где нас всегда любят и ждут.

 

 

Это интересно: